Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - исократ

Исократ

исократ

Исократ

Исократ, Isokrates, 436-338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права, и даже в некотором смысле психологии. Школа И. была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей. В ней воспитывались ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, Дейнарх, историки — Теопомп, Эфор и др. И. развил также широкую политическую деятельность; из-за слабого голоса он не выступал публично, свои взгляды распространял при помощи политических брошюр, составленных в форме фиктивных речей, и публицистических листков. Во внутренней политике И. был сторонником олигархии, во внешней — идеей И. было объединение греческих городов для войны с Персией. Одержанная в той войне победа должна была освободить территории для переселенцев из перенаселенных областей Греции. Предводителей этого похода И. искал прежде всего в Афинах и Спарте, затем за пределами Греции; он видел его руководителя в Дионисии, тиране Сиракуз, а после его смерти — в Филиппе II, царе Македонии. Литературное наследие И. включает судебные речи, программные сочинения, политические брошюры и листки. Судебные речи датируются 403-390 гг. Это Против Эвфинуна на процессе без свидетелей (Pros Euthynun amartyros; 403 г.); Против Каллимаха (Pros Kallimachon paragrafe) Против Лойхита (Kata Loichitu epilogos; после 403), речь в защиту Алкивиада от обвинений Лисия; Против банкиров (Trapezitikos; ок. 394 г.), содержащая много интересной информации о торговле Афин с Босфором; Речь перед судом в Эгине (Aiginetikos; 390 г.). Риторическую программу И. представил в двух речах: Против софистов (Kata ton sofiston; 390 г.) и О обмене имуществом (Peri antidoseos; 353 г.); в этих речах И. осуждает ораторов, занятых пустыми делами и не заботящихся о форме и стиле своих речей, и софистов, предлагающих в своих риторических школах готовые образцы для подражания, не уделяя внимания общему образованию воспитанников; действиям противников он противопоставляет собственную программу, давая указания по поводу воспитания и образования молодежи, а также о композиции речей, их стиле и содержании. Особое внимание он обращает на содержание речи, ее нравственную направленность. В других речах И. полемизирует с софистическими декламациями Горгия и Поликрата; он ставит в упрек предшественникам их неумение, указывает ошибки, а затем демонстрирует, как следует выстраивать речи этого типа. 373 годом датируются три сочинения И., посвященные Никоклу, правителю Саламина на Кипре: Никоклея и Никокл или Киприоты, в которых автор дает рекомендации правителю и описывает обязанности подданного, и Эвагор, произведение восхваляющее умершего царя, отца Никокла. Это сочинение имеет существенное значение для истории литературы как самый ранний памятник прозаического похвального слова историческому лицу и образец для всей позднейшей литературы этого типа в Греции. Политические сочинения И. касаются прежде всего внутренней ситуации в Греции и проблемы войны с Персией. Самым ранним из них является знаменитый Панегирик (Panegyrikos; 386 г.), брошюра, написанная в форме речи на олимпийских играх; в ней И. высказывается в поддержку II Морского Союза. Платейская речь (Plataikos;373 г.) и Архидем (366 г.) представляет реакцию на экспансию Фив, призывает Афины прийти на помощь Платеям и Спарте в борьбе против этого города. Послание к Дионисию (367 г.) уговаривает тирана Сиракуз, чтобы он вступил в афинско-спартанский союз против Персии. В речи О мире (Peri eirenes; ок.357 г.) И. вновь агитирует за панэллинский мир и согласие. Проблемы внутренней политики Афин он решает в Ареопагитике (речи перед Ареопагом, после 355 г.). И., сомневавшийся в силе афинской демократии, выражает здесь уверенность в том, что возродить благоденствие и мощь Афин можно только вернувшись к законодательству Солона. С 346 г. И. посвящал все свои силы организации похода на Персию под предводительством Филиппа II Македонского. Этот вопрос затрагиваются в сочинениях Филипп (346 г.), Послания Филиппу (344 г.) и Послания Александру (342 г.). Политическим завещание И. стала Панафеянская речь (Panathenaikos;342-339 гг.), в которой он подводит итог своей политической деятельности, дополняя эти рассуждения литературной полемикой с софистами. Частное дело, просьба о возвращении Агенора из изгнания, содержится в письме И. к правителям Митилены (350 г.). Не сохранилась речь в честь Грилла, павшего под Мантинеей сына Ксенофонта. Не считаются подлинными Послание к Демонику, Послание Антипатру и третье послание к Филиппу (338 г.). И. был создателем теории классической греческой прозы; его главной заслугой было отделение языка прозы от языка поэзии (употребление поэтических выражений он допускал только в фиктивных речах), а также разработка ритмически расчлененного периода. И. предписывал всегда избегать зияний. Он был причислен к канону 10 аттических ораторов.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИСОКРАТ (436-338 до н. э.) афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ИСОКРАТ (436 338 до н. э.) древнегреческий ритор, педагог и публицист. Начал свою деятельность в качестве логографа (составителя речей), ок. 390 до н. э. основал собственную риторскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Из-за слабости голоса и робости характера сам никогда не выступал с речами. В политике поддерживал македонского царя Филиппа, был политическим противником Демосфена (см.). Сохранилась 21 речь и 9 писем Исократа, самые знаменитые из речей “Панегирик” (380 до н. э.), “Ареопагитик” (357 до н. э.) и “Панафинейская речь” (342 339 до н. э.). Тщательно работал над языком своих речей, заложил основы изящного и яркого ораторского стиля азианизма. Оказал сильное влияние на Цицерона (см.) и других ораторов. Борухович В.Г., Фролов Э.Д. Публицистическая деятельность Исократа // Вестник древней истории. 1969, № 2; Исаева В.И. Особенности политической публицистики Исократа // Вестник древней истории. 1978, № 2; Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики Исократа. М., 1994. ...
Энциклопедия античной литературы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины