Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия античных писателей - сапфо

Сапфо

сапфо

Сапфо

Сапфо или Псапфо, Sappho (Psappho), из Митилены или Эрезии на Лесбосе, VII/VI вв. до н. э., греческая лирическая поэтесса. Одна из наиболее выдающихся поэтических индивидуальностей античной Греции. Как и ее современник Алкей, она принадлежала к аристократическому роду и жила в период затянувшейся борьбы за власть на Лесбосе. Некоторое время она провела в изгнании. Но несмотря на сходство общественного положения и совпадение времени жизни, ее мир коренным образом отличается от мира Алкея. С. вышла замуж за Керкила, богатого купца с острова Андрос. Рано овдовела. Имела дочь по имени Клеис (Клеида). По античным свидетельствам, С. была не очень стройной невысокой брюнеткой, наделенной, однако, огромным обаянием. Она жила в окружении девушек со всех краев Греции и Малой Азии, которых учила поэзии, музыке, хорошим манерам и всему, что должна была уметь хозяйка в хорошем доме. Они, по-видимому, создали так называемый thiasos, то есть культовый союз под покровительством Муз, Харит (богинь грации) и Афродиты, во главе которого стояла С. Ее связывали с воспитанницами сильные эмоциональные узы, приравниваемые древними к тем, которые, по мнению Платона, существуют между зрелыми мужчинами и юношами; восхищение красотой в этом случае становилось отправной точкой формирования характера юноши. Связь девушек с С. прерывалась после их замужества; для свадебных торжеств С. писала эпиталамы (свадебные песни). По легенде, в старости С. полюбила молодого мореплавателя Фаона, а когда он черещз некоторое время ее бросил, прыгнула в море со скалы Левкас, чтобы излечиться от несчастной любви. Творчество С. было собрано в Александрийской библиотеке и издано в 9 книгах, где стихотворения группировались по метрическому принципу. Целиком сохранилась 1 песнь, остальное представляет собой различной длины фрагменты, которые постоянно умножают папирусные находки. Яснее других мы представляем себе кн. I, содержащую произведения, написанные сапфической строфой, названной так по имени поэтессы. Одну или две книги заполнили эпиталамы. С. описывает прежде всего собственную жизнь и круг личных дел, политические события не находят отклика в ее песнях. Мир поэзии С. замкнут в границах мира женщин, которые живут жизнью чувств, чрезвычайно глубоких, со множеством тончайших оттенков, вдали от общественных и политических перемен. Основной темой песен С. является любовь Эрос, , который потрясает душу, . Слова пылкой любви адресует С. своим девушкам, восхищаясь их красотой, очарованием, изяществом, духовным совершенством; она советует и предостерегает, но бывает и ревнива, приказывает избегать негодных соперниц. Гимны к богиням остаются в кругу тех же проблем. Целиком сохранилась знаменитая Молитва Афродите, которая начинается и заканчивается просьбой, чтобы богиня помогла поэтессе завоевать любовь некой особы. Религиозные гимны обычно напоминали богам о принесенных им в прошлом дарах и просьбах о покровительстве. С. перенимает этот традиционный элемент, но при этом мастерски использует его для создания полного очарования образа Афродиты, которая когда-то давно уже спешила с Олимпа ей на помощь. Этот образ заключен в рамки просьб в начале и в конце произведения. Так же знаменита другая, полностью не сохранившаяся песнь любовное признание девушке, сидящей рядом со своим нареченным. В той песни С. описала целый спектр чувств и физических ощущений, какие испытывает влюбленный человек, сидя рядом с предметом своего чувства. Это описание столь реалистично и живо, что его называли . Наряду любовной тоской в поэзии С. часто звучит тоска по девушкам, которые оставили подруг, выйдя замуж. С. описывала в своих песнях разрывающие душу сцены прощания, когда девушка признавалась, что предпочла бы смерть разлуке, представляла их мучительную тоску, например, в песни, адресованной Аригноте, которая в далеких Сардах бродит ночью, тоскуя по любимой Аттиде, на фоне прекрасного пейзажа, где цветы залиты росой, а луна струит свой свет на заснувшие морские воды. С глубокой теплотой говорит С. о своей семье и маленькой дочери, восхищается ее расцветающей красотой, но и переживая, что обедневшая мать не может справить дочери таких нарядов, какие она сама получала когда-то от собственной матери. Совсем другие чувства у поэтессы вызывает ее брат Харакс, который в Египте попал в сети гетеры Дорихи и утратил имущество и доброе имя. С. молила Афродиту и других богинь о возвращении брата и его излечении от пагубной страсти. С. знала цену своему поэтическому таланту и верила, что он принесет ей посмертную славу. Язвительные слова звучат у нее в адрес женщины, лишенной таланта, память о которой умрет вместе с нею. В поэзии С., исполненной личных признаний, обращает на себя внимание большой нарративный фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Немногочисленные мифологические сюжеты в других отрывках служили обычно фоном для выражения чувств поэтессы. Важное место в творчестве С. занимали эпиталамы. Они выказывают связь с народной поэзией, которой вдохновлены также другие песни С., например, жалоба девушки за прялкой на то, что любовь мешает ее работе. Из свадебных песен С. сохранились разрозненные фрагменты, поэтому трудно что-либо сказать об их композиции. Отрывки содержат похвалы молодым, радость за их счастье, добрые пожелания на будущее, а также шутки по поводу огромного роста жениха или больших ног привратника у дверей дома, где справляется свадьба. Стихи С. написаны на эолийском диалекте. Ее отличают простота и строгость, в ней прямо, но тонко выражены глубочайшие чувства. Заслуживает внимания ощущение поэтессой красоты природы; в природе ее восхищает все: цветы, сад, ручей, озеро, лунная ночь. С самого начала за С. закрепилась слава великой поэтессы, ее даже сравнивали с Гомером. Ею восхищались и находились под влиянием ее очарования выдающиеся греческие писатели и поэты, например, солон, Вакхилид, Геродот. Платон назвал ее десятой Музой. Староаттическая комедия высмеивала ее как странную особу, именно она и породила легенду об извращенных эротических отношениях поэтессы с ее девушками. Отсюда пошел термин . В эллинистическую эпоху, когда эротическая тематика стала модной, С. больше всего читали и подражали ей. Более всего мотивов, заимствованных у С. мы встречаем у Феокрита, Аполлония Родосского и эпиграмматиков (Асклепиад, Гедил, Посейдипп, Каллимах). вдохновила тех писателей, что анализировали любовные переживания и описывали влюбленных героев (Еврипид, Феокрит, Катулл и романисты). Восхищался С. и анонимный автор трактата О возвышенности и другие теоретики поздней античности. Географ Страбон назвал С. . В Риме подражали ее метрике, перефразировали произведения и заимствовали ее мотивы Катулл и Гораций. Овидий включил в Героиды послание С. к Фаону. Обвинение в аморальности привело к тому, византийский период песни С. перестали читать и они погибли.

М.В. Белкин, О. Плахотская.

Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань»,

1998

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  САПФО (Сафо) (7-6 вв. до н. э.) древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос. Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Лирика Сапфо отличается метрическим богатством; один из введенных ею размеров носит название "сапфической" строфы. Сапфо приписывается воспевание лесбийской любви. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  САПФО (Псапфо, ок. 600 до н.э.) греч. поэтесса. Уроженка острова Лесбоса. Творчество С. отражает кризис аристократической идеологии, распад старых социальных связей и рост значения индивида. Замкнутой мужской общине (пережиток более древних «мужских союзов») противостояла женская община, и являлась руководительницей «дома служения Музам», где аристократические девушки получали музыкальное и поэтическое образование. Революционное движение на Лесбосе, заставившее поэтессу на время покинуть родину, не нашло непосредственного отражения в ее поэзии; но в связи с общим настроением растерянности, охватившим аристократические круги, любовная лирика С. развертывается в мотивах безысходности и тоски. Основная тематика С. женские культовые гимны, свадебные песни, любовные и дружеские излияния, адресованные ученицам «дома Муз». С. широко использует и фольклорную песню и эпос, но традиционные мотивы получают у нее личную трактовку. Биография С. вскоре стала предметом легенды (самоубийство от безнадежной любви к мифическому красавцу Фаону) и мишенью насмешек комедии над однополой любовью, но литературная слава и литературное...
Литературная энциклопедия
3.
  САПФО (Сафо) (7 6 вв. до нашей эры), древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос (Малая Азия>). Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты (Сапфо приписывают воспевание лесбийской любви); стих отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа>, по имени Сапфо названная "сапфической". ...
Современная энциклопедия
4.
  САПФО (ок. 650 ок. 580) древнегреческая поэтесса. Жила на о. Лесбос, некоторое время провела на Сицилии. Была наставницей женской школы. Основные темы ее поэзии любовь, красота подруг, воспевание свадебного обряда. Создала особый поэтический размер т.н. сапфическую строфу. Из ее многочисленных произведений сохранились лишь отрывки. В античности Сапфо называли “десятой музой”, ей подражали Катулл (см.) и Гораций (см.). Толстой И.И. Сапфо и тематика ее песен // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.Л., 1966; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967; Мякин Т.Г. Сапфо: Проблема текста и комментария // Дискурс. № 5-6. Новосибирск, 1998; Мякин Т.Г. Сапфо: Аспекты истории семантической трансформации. Новосибирск, 1999. ...
Энциклопедия античной литературы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины