Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - дольник

Дольник

дольник
ДОЛЬНИК

стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема Д. такова: (0/2) 1/2 1/2 -... 0/2. "Нули" в начале и конце строки означают возможность нулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки. Д. различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее часто встречаются 3-ударный и 4-ударный Д. Вот пример 3-ударного Д.: Были святки кострами согреты, 2 2 2 1 И валились с мостов кареты, 2 2 1 1 И весь траурный город плыл 2 2 1 По неведомому назначенью, 2 2 2 1 По Неве иль против теченья, 2 1 2 1 Только прочь от своих могил. 2 1 2 (Анна Ахматова) (Цифрами обозначается количество безударных слогов, знаком "дефис" метрические ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином) 3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.: Девушка пела в церковном хоре 2 2 1 1 0 всех усталых в чужом краю, 1 1 2 1 0 всех кораблях, ушедших в море, 1 2 1 1 1 0 всех, забывших радость свою. 1 1 1 2 (Александр Блок) Кроме 4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 или 2-ударным) зачином и цезурой в середине строки. В дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на примере анапестоидного 3-ударного Д. самого распространенного среди Д. В статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему анапестоидного 3-ударного Д.: 2 1/2 1/2 (0/1) Единица и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка + единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты 3-ударного Д. I. 2 2 2 2 (0/1) Были святки кострами согреты Как уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного анапеста "Я ломаю слоистые скалы". II. 2 2 1 (0/1) И валились с мостов кареты III. 2 1 2 (0/1) По Неве иль против теченья Это специфические дольниковые ритмические варианты их нис чем не спутаешь. IV. 2 1 1 (0/1) Зажигал последний свет Эта ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д. Входил я в темные дали, Зажигал последний свет... Но эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея, Буря мглою небо кроет, Зажигал последний свет... V. Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с пропущенным средним метрическим ударением: Отчего душа так певуча 2 1 2 1 И так мало милых имен 2 1 2 И мгновенный ритм только случай, 2 1 2 1 Неожиданный Аквилон? Последняя строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д. Как мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой 3-сложников и в меньшей степени – 2-сложников. Вообще, все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой 3-стопного амфибрахия: Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Это 4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первых слова: Мазурку легко танцевал И кланялся непринужденно. Это уже 3-стопный амфибрахий. Можно сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в отношении пересечения, что можно изобразить так: 2-сложники 3-сложники Мы помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих 2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и 3-сложников включены в множество дольников. 2-сложники 3-сложники Д. Д. наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим классическую систему стиха и одновременно в духе неомифологизма формирующем своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере верлибра (см. ВЕРЛИБР), каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который мы назвали логаэдизацией (см. ЛОГАЭДИЗАЦИЯ). Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение ударных и безударных слогов, что инужно для классического логаэда, который как бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку: Кружевом, камень, будь, 2 1 И паутиной стань: 2 1 Неба пустую грудь 2 1 Тонкой иглою рань. 2 1 Будет и мой черед 2 1 Чую размах крыла. 2 1 Так но куда уйдет 2 1 Мысли живой стрела? 2 1 Здесь 3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй ритмической форме.

Словарь культуры XX века.

В.П.Руднёв.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДОЛЬНИК промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов ("Черный ворон в сумраке снежном", А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ДОЛЬНИК иначе паузник вид тонического стиха, в единицах к-рого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной и могут даже совсем отсутствовать, напр.:«Дней бык пег,Медленна лет арба,Наш бог бег,Сердце наш барабан». (Маяковский).Общая формула XU`XU`XU` и т. д. (U` ударные слоги, X безударные; величина X переменна; X = 0, 1, 2, 3...). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный Д., трехударный, четырехударный и т. д. Такой вид стиха характерен для яз. с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций Д., в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации Д. не сохраняют равного числа ударений, напр. многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.В русской поэзии дольник является очень старой стиховой формой (напр. уже у Сумарокова показан отчетливый пример дольника «Хоры ко превратному свету»). По своей структуре он несомненно восходит к народному стиху, который за вычетом музыкальной его стороны подходит под приведенную формулу Д....
Литературная энциклопедия
3.
  стихотворный размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может находиться либо один, либо два безударных, то есть междуударный интервал в Д. не постоянный, а колеблется в диапазоне одного-двух слогов. Особенно популярен в лирике символистов и акмеистов.И опушками отдаленнымиМесяц ходит с легким хрустом и глядитНо, запутана узлами зелеными,Не дышит она и не спит.А. БлокСловарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины