Энциклопедия культурологии - экхарт
Связанные словари
Экхарт
Экхарт(Eckhart) Иоганн Мейстер (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, — кои. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в Западной Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 г. папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на немецком языке, сохранившиеся большей частью в записях учеников, как по форме, так и по философскому содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христианского неоплатонизма Ареопагитик. Главная тема его мысли «божество» (gotheit), безличный и бескачественный абсолют, стоящий за «Богом» в трех лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворенная «искорка», единосущная Богу. Отрешаясь от своего «я», соединяясь с божественным «ничто», человеческая душа становится орудием вечного порождения Богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции немецкой мистики, нередко с народно-еретической окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистическая диалектика единого божественного мирового процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении немецкого литературного языка.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Большой толковый словарь по культурологии..
Кононенко Б.И..
2003.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1540 | |
2 | 957 | |
3 | 919 | |
4 | 679 | |
5 | 624 | |
6 | 607 | |
7 | 606 | |
8 | 572 | |
9 | 563 | |
10 | 558 | |
11 | 545 | |
12 | 545 | |
13 | 537 | |
14 | 526 | |
15 | 522 | |
16 | 513 | |
17 | 509 | |
18 | 497 | |
19 | 491 | |
20 | 488 |