Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - феноменология

Феноменология

феноменология
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

(от древнегр. phainomenon являющийся) одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Специфика Ф. как философского учения состоит в отказе от любых идеализаций в качестве исходного пункта и приятии единственной предпосылки возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания. Основная идея Ф. неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Основной методологический прием Ф. – феноменологическая редукция рефлексивная работа с сознанием, направленная на выявление чистого сознания, или сущности сознания. С точки зрения Гуссерля, любой предмет должен быть схвачен только как коррелят сознания (свойство интенциальности), то есть восприятия, памяти, фантазии, суждения, сомнения, предположения и т. д. Феноменологическая установка нацелена не на восприятие известных и выявление еще неизвестных свойств или функций предмета, но на сам процесс восприятия как процесс формирования определенного спектра значений, усматриваемых в предмете. "Цель феноменологической редукции, пишет исследователь Ф. В. И. Молчанов, открыть в каждом индивидуальном сознании чистую сознаваемость как чистую непредвзятость, которая ставит под вопрос любую уже заданную систему опосредований между собой и миром. Непредвзятость должна поддерживаться в феноменологической установке не по отношению к предметам и процессам реального мира, существование которых не подвергается сомнению "все остается так, как было" (Гуссерль), но по отношению к уже приобретенным установкам сознания. Чистое сознание не сознание, очищенное от предметов, напротив, сознание здесь впервые выявляет свою сущность как смысловое смыкание с предметом. Чистое сознание это самоочищение сознания от навязанных ему схем, догм, шаблонных ходов мышления, от попыток найти основу сознания в том, что не является сознанием. Феноменологический метод это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряженности сознания и предмета, горизонты которого не содержат в себе скрытых, непроявленных в качестве значений сущностей". С точки зрения Ф. (см. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) в философии Л. Витгенштейна)), переживание значения возможно вне коммуникации в индивидуальной, "одинокой" душевной жизни, а следовательно, языковое выражение не тождественно значению, знак лишь одна из возможностей наряду с созерцанием осуществления значения. Ф. разработала свою оригинальную концепцию времени. Время рассматривается здесь не как объективное, но как временность, темпоральность самого сознания. Гуссерль предложил следующую структуру темпорального восприятия: 1) теперь-точка (первоначальное впечатление); 2) ретенция, то есть первичное удержание этой теперь-точки; 3) протенция, то есть первичное ожидание или предвосхищение, конституирующее "то, что приходит". Время в Ф. основа совпадения феномена и его описания, посредник между спонтанностью сознания и рефлексией. Ф. разработала также свою концепцию истины. В. И. Молчанов пишет по этому поводу: "Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие "предмет, свершающий истину". Истина это тождество предмета самому себе, "бытие в смысле истины": истинный друг, истинное положение дел и т.д. Во-вторых, истина это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно так, как оно есть, то есть возможность тождества (адеквации) мыслимого и созерцаемого; очевидность как критерий истины является не особым чувством, сопровождающим некоторые суждения, а переживанием этого совпадения. Для Хайдеггера истина это не результат сравнения представлений и несоответствие представления реальной вещи; истина не является и равенством познания и предмета. Истина как истинное бытие укоренена в способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость. Человеческое бытие может быть в истине и не в истине истинность как открытость должна быть вырвана, похищена у сущего. Истина по существу тождественна бытию; история бытия история его забвения; история истины это история ее гносеологизации". В последние десятилетия Ф. обнаруживает тенденцию к сближению с другими философскими направлениями, в частности с аналитической философией (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Близость между ними обнаруживается там, где идет речь о значении, смысле, интерпретации.

Словарь культуры XX века.

В.П.Руднёв.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч. букв. учение о феноменах),..1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И. Г. Ламберт, И. Кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("Феноменология духа" Гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг)2)] Идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. 20 в. сформулировал Э. Гуссерль; задача феноменологии обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания интенциональности (т. е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греческое, буквально учение о феноменах), 1) философская дисциплина>, по-разному трактуемая в истории философии: как наука>, выполняющая функцию критики чувственного познания (И.Г. Ламберт, И. Кант); как учение о становлении философии, историческое исследование форм сознания ("Феноменология духа" Г.В.Ф. Гегеля); как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано>, А. Мейнонг). 2) философское направление, принципы которого в начале 20 в. сформулировал Э. Гуссерль>; задача феноменологии обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и других течений современной философии. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины