Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - григорий нисский

Григорий нисский

григорий нисский
Григорий Нисский

Григорий Нисский(ok. 335, Кесария Каппадокинская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту никейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого.

Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматико-теологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Епп. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый. Но есть существо, бытие которого не умещается ни по одну, ни по другую сторону предела, но остается «пограничным» (|i£06pioc;, см., напр., PG 44,456Ь и 45,26с-28а;/ Danielou, La notion de confine... chez Gregoire de Nysse, «Recherchesde sciences religieuses, 49,19611961,p. 161-168);это — человек, живое связующее звено между умопостигаемым и материальным. Учение Г. Н. о человеке далеко от буквы библейских текстов, но имеет много точек соприкосновения как с «Тимеем» Платона, так и с концепцией космического Первочеловека, встречающейся в различных мифах и мистических доктринах (древнеиндийский Пуруша, Гайомарт зороастризма, Адам Кадмон Каббалы, Антроиос гностиков). Человек, по Г. Н., изначально сотворен как существо не только духовное и умопостигаемое, но также неразложимо простое, чуждое множеству и разделению, ни в чем не отличное от Бога, кроме сотворенности. Телесность, как и множественность индивидов, привнесена в природу человека извне и предваряет его грехопадение. Библейский рассказ о сотворении человека в шестой день творения Г. Н. относит не к первозданному духовному человеку, а лишь к его вторичному явлению в материальном мире. Тогда же является множественность индивидов, раздробляющая изначальное единство человеческой сущности на эмпирическом уровне, но не упраздняющая его на уровне более глубоком. «Образ Божий» принадлежит не индивиду, но этой сущности, единой во всех людях. «Полнота душ» (см. ст. «Плерома») рассматривается как некая коллективная личность, органическое целое, сущность которого в интеллекте. Человеческая природа воспринята Ипостасью Логоса, чтобы души, взирая на нее и проходя путь очищения от страстей, восходили к своему первоначальному единству. Вслед за Оригеном и в противоречии с общепринятым в Церкви учением Г. Н. учил о временности адских мук, выполняющих очистительную задачу, и о грядущем восстановлении в своем достоинстве всех падших душ, включая дьявола (т. н. апокатастасис). Особое значение имеет выдвинутый Г. Н. тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, выходящий за пределы того, что было нормой для патристики, и предвосхищавший постановку этой проблемы в схоластике.

Г. Н. оказал серьезное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита и особенно на Максима Исповедника,а также на Иоанна Скота Эриугену.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..

Кононенко Б.И..

2003.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 ок. 394) церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики; епископ г. Ниса (М. Азия). Брат Василия Великого. Разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики. В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  епископ (ск. 395), младший брат свт. Василия Великого. В 372 рукоположен во епископы г. Ниссы. Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что Спаситель не был сыном Божиим. За это святой немало претерпел: его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св. Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. Когда господство еретиков закончилось, святитель был возвращен на свою кафедру и продолжал борьбу теперь уже с другими еретиками: антикомарианами, не чтущими непорочного девства Божией Матери, и с колоридианами, провозгласившими Богородицу Божеством. При активном участии свт. Григория были сформулированы основы православного вероучения.Память свт. Григорию отмечается 10/23 января.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" ...
Русская энциклопедия
3.
  ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (около 335 около 394), христианский писатель, богослов и философ, отец церкви, один из виднейших представителей греческой патристики; епископ> города Ниса (Малая Азия>). Брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Развивал традиции христианского платонизма, выдвинул тезис> о размежевании сфер философии и богословия; в антропологии исходил из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности (полноте "плероме" душ). ...
Современная энциклопедия
4.
  Григорий Нисский Григорий Нисский, Gregorios, святой, 333-394 гг. н. э., ритор, христианский греческий писатель, один из Каппадокийских Отцов. Родился в Кесарии Каппадокийской — младший брат Василия. Будучи самоучкой, еще в юности приобрел высокую философскую культуру и овладел риторическим искусством. С 372 г. в качестве епископа Ниса включается в жизнь Церкви, в которой сыграл важную роль. Богатое литературное наследие Г. охватывает толкования, сочинения аскетические, догматические, речи и послания. С точки зрения формы можно различить теологические трактаты, речи и письма. Среди догматических сочинений наибольше влияние на потомков оказал Большой катехизис (Logos katechetikos megas); внимания заслуживают также Диалог с сестрой Макриной о душе и воскресении (Ta Makrinia, peri psyches kai anastaseos) и стихотворное произведение, адресованное Симплицию. Большая часть произведений этой группы носит полемический характер. Толкования (эгзегезы) касаются сотворения человека, сотворения мира, жизни Моисея (значительное произведение, которое обычно цитируют как Жизнь Моисея), псалмов, молитвы Господа, господней милости. Аскетические...
Энциклопедия античных писателей

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины