Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - логаэдизация

Логаэдизация

логаэдизация
ЛОГАЭДИЗАЦИЯ

один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см. ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ). Логаэд это тип метрической композиции (см. СИСТЕМА СТИХА), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (см. ДОДЕКАФОНИЯ, СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1 Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1 И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1 Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1 (О. Мандельштам) ("Основание" "степени" означает количество слогов в слове; "показатель" место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект метрической семантизации каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип, приведем еще один пример: По холмам круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2 Под лучом сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2 Сапожком робким и кротким 3/3+ 2/1+ 3 За плащом рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3 (М. Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения. Логаэд размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем Л. и суть которого состоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всю систему. Механизм Л. повышенная ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это особый, мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой должен стоять данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой элемент приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. Тоже самое имеет место в мифологическом сознании (см. МИФ), где аккумулируется система отождествлений одного и того же места: сыра земля это мать Богородица; вульва – амбивалентный материально-телесный низ (см. КАРНАВАЛИЗАЦИЯ). Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так, например, система взаимных отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А. Белого "Петербург": Аполлон Аполлонович Николай Аполлонович; Кант Конт; Шишнарфнэ Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами и одновременно с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением на состав слов метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным размером. Музыкальная Л. это серийная музыка (см. ДОДЕКАФОНИЯ), там ограничения накладываются на интервалы, и серии вторично семантизируются. В живописи непосредственный аналог Л. кубизм. Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Это логический позитивизм, который действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами. Сама структура главного произведения аналитической философии "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна представляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходит вторичная мифологизация. Само представление об идеальном языкеодин из мифов 1-й пол. ХХ в. это мифологическая редукция. Сам "Трактат" строится как система отождествлений основных понятий. предмет атомарный факт ситуация I I I имя элементарная пропозиция пропозиция. К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергировать в соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере таких произведений как "Игра в бисер" Г. Гессе, где проявляются и логаэдические и верлибристские начала.

Словарь культуры XX века.

В.П.Руднёв.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины