Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - реализм

Реализм

реализм
РЕАЛИЗМ

В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое историко-философское. Р. это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола-идеи). В этом значении понятию Р. было противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что существуют только единичные предметы. Второе значение психологическое. Р., реалистический это такая установка сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, а свой внутренний мир считает производным от нее. Противоположность реалистическому мышлению представляет аутистическое мышление (см. АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ) или идеализм в широком смысле. Третье значение историко-культурное. Р. это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность. Нас интересует прежде всего это последнее значение. Необходимо сразу отметить, что многозначность это крайне отрицательная черта термина, ведущая к путанице (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ, АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). В каком-то смысле Р. это антитермин, или термин тоталитарного мышления. Этим он и интересен для исследования культуры ХХ в., ибо Р., как ни крути, для ХХ в. сам по себе не характерен. Вся культура ХХ в. сделана аутистами и мозаиками (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Вообще, Р. в третьем значении настолько нелепый термин, что данная статья написана лишь для того, чтобы убедить читателя никогда им не пользоваться; даже в ХIХ веке не было такого художественного направления, как Р. Конечно, следует осознавать, что это взгляд человека ХХ в., переписывающего историю, что весьма характерно для культуры в целом. Как можно утверждать, что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность (см. РЕАЛЬНОСТЬ), если мы, по сути, не знаем, что такое реальность? Ю. М. Лотман писал, что для того чтобы утверждать о чем-либо, что ты это знаешь, надо знать три вещи: как это устроено, как им пользоваться и что с ним будет дальше. Ни одному из этих критериев наше "знание" о реальности не удовлетворяет. Каждое направление в искусстве стремится изобразить реальность такой, какой оно его видит. "Я так вижу" – говорит абстракционист, и возразить ему нечего. При этом то, что называют Р. в третьем значении, очень часто не является Р. во втором значении. Например: "Он подумал, что лучше всего будет уйти". Это самая обычная "реалистическая" фраза. Но она исходит из условной и нереалистической установки, что один человек может знать, что подумал другой. Но почему же в таком случае вся вторая половина ХIХ в. сама называла себя реализмом? Потому что, говоря "Р. и реалисты", употребляли второе значение термина Р. как синоним словам "материализм" и "позитивизм" (в ХIХ в. эти слова еще были синонимами). Когда Писарев называет людей типа Базарова реалистами (так озаглавлена его статья, посвященная "Отцам и детям", "Реалисты"), то, во-первых, это не значит, что Тургенев – это писатель-реалист, это означает, что люди склада Базарова исповедовали материализм и занимались естественными, позитивными науками (реальными отсюда понятие ХIХ в. "реальное образование", то есть естественнонаучное, в противоположность "классическому", то есть гуманитарному). Когда Достоевский писал: "Меня называют психологом -неправда, я реалист в высшем смысле, то есть изображаю глубины души человеческой", то он подразумевал, что не хочет ничего общего иметь с эмпирической, "бездушной", позитивистской психологией ХIХ в. То есть здесь опять-таки термин Р. употребляется в психологическом значении, а не в художественном. (Можно сказать, что Достоевский был реалистом в первом значении, средневековом; для того чтобы написать: "Красота спасет мир", надо как минимум допускать, что такая универсалия реально существует.) Р. в художественном значении противопоставлен, с одной стороны, романтизму, а с другой модернизму. Чешский культуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная с Возрождения великие художественные стили чередуются в Европе через один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается классицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, с одной стороны, барокко, романтизм и модернизм с другой сближаются между собой. Но здесь, в этой стройной "парадигме" Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые три стиля живут примерно по 150 лет каждый, а последние три толькопо пятьдесят? Тут очевидная, как любил писать Л. Н. Гумилев, "аберрация близости". Если бы Чижевский не был заворожен понятием Р., он увидел бы, что с начала ХIХ века и до середины ХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовем его Романтизмом с большой буквы, направление, по своему 150-летнему периоду сопоставимое с Ренессансом, барокко и классицизмом. Можно называть Р. в третьем значении, например, поздним романтизмом, а модернизм постромантизмом. Это будет гораздо менее противоречивым, чем Р. Так переписывается история культуры. Однако если термин Р. все же употребляется, значит, он все же что-то означает. Если принять, что литература отображает не реальность, а прежде всего обыденный язык (см. ФИЛОСОФИЯ ВЫМЫСЛА), то Р. это та литература, которая пользуется языком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман или фильм, является ли он реалистическим, то подразумевают, сделан ли он просто и понятно, доступно для восприятия среднего носителя языка или он полон непонятных и, с точки зрения читателя-обывателя, ненужных "изысков" литературного модернизма: "приемов выразительности", кадров с двойной экспозицией, сложных синтаксических построений в общем, активного стилистического художественного наполнения (см. ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА, МОДЕРНИЗМ). В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзя назвать реалистическим, скорее это авангардное искусство (см. АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО). Но в каком-то смысле можно назвать реалистом именно И. С. Тургенева, искусство которого состояло в том, что он владел средней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а не правило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя, строго говоря, по своим художественно-идеологическим установкам Тургенев был типичным романтиком. Его Базаров это романтический герой, так же как Печорин и Онегин (налицо чисто романтическая коллизия: эгоцентрический герой и толпа, все остальные).

Словарь культуры XX века.

В.П.Руднёв.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РЕАЛИЗМ (от ср.-век. лат. realis вещественный действительный), в философии направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. см. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Реализм РЕАЛ́́ИЗМ, см. Романтизм и реализм. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981 ...
Лермонтовская энциклопедия
3.
  I. Общий характер реализма.II. Этапы реализмаА. Реализм в литературе докапиталистического общества.Б. Буржуазный реализм на Западе.В. Буржуазно-дворянский реализм в России.Г. Реализм революционно-демократический.Д. Пролетарский реализм.Библиография.Реализм в литературе и искусстве направление, стремящееся к изображению действительности.I. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РЕАЛИЗМА. Р. противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Р. то направление в искусстве, в к-ром природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. В общем и целом...
Литературная энциклопедия
4.
  (от лат. realis вещественный) художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах" (Ф. Энгельс). Р. "направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность" (В.П. Руднев). В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи. В основе реалистического метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная...
Словарь литературоведческих терминов
5.
  РЕАЛИЗМ (на средневековой латыни realis вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие> идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика>), либо как объект> познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии> (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Смотри Номинализм>. ...
Современная энциклопедия
6.
  (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь,...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины