Энциклопедия культурологии - велиал
Связанные словари
Велиал
ВелиалВ е л и а р (евр. bellyyaal, греч.), в иудейских и христианских представлениях демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени В. не ясна; в Ветхом Завете это имя (в синодальном переводе Библии чаще всего передается описательно) употребляется в одном ряду с такими словами, как «суета», «ничто» и «не-бог» (срв. Втор. 32:21), для обозначения «чуждых богов», ощущаемых одновременно как нечто нереальное и опасное, вредоносное именно своей призрачностью. В. может причинять человеку беду и недуг (Пс. 40/41:9), и это сближает его со злыми духами языческих мифологий; гораздо важнее, однако, что он выступает как обольститель человека, совращающий его к преступлению («делу В.», Пс. 100/101:3, в синодальном переводе — «вещи непотребной»), вербующий его в ряды «сынов В.» (Втор. 13:13; 1 Цар. 2:12 и 10:27; Суд. 19:22 и др.), делающий из него маленького В. Поэтому в иудейской апокалиптике именно В. оказывается вождем совращенных им воинств «сынов тьмы» (кумранский текст «Война сынов света против сынов тьмы», «Заветы 12 патриархов» и др.). То же понимание — в новозаветном увещании хранить твердость духовного «воина», стоящего против всего мира: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14-15). Как центральный антагонист дела Иисуса Христа, В. — возможный эквивалент сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого внутренняя пустота, несущественность.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Большой толковый словарь по культурологии..
Кононенко Б.И..
2003.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1542 | |
2 | 958 | |
3 | 920 | |
4 | 680 | |
5 | 625 | |
6 | 608 | |
7 | 607 | |
8 | 573 | |
9 | 564 | |
10 | 559 | |
11 | 546 | |
12 | 546 | |
13 | 542 | |
14 | 527 | |
15 | 523 | |
16 | 514 | |
17 | 510 | |
18 | 498 | |
19 | 492 | |
20 | 489 |