Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия культурологии - якобсон

Якобсон

якобсон
ЯКОБСОН

Роман Осипович (1896-1982) рус.-амер лингвист, литературовед, специалист по поэтике и семиотике.

Окончил Лазаревский ин-т вост. языков и Моск. ун-т (1918). С 1921 работал в Праге в полпредстве РСФСР, в СССР не вернулся. Проф. Гарвард, ун-та и Массачусет. технологич. ин-та, член многих академий. Инициатор создания Моск., Праж., Ньй-Йорк. лингвистич. кружков, один из ведущих представителей структурализма; был близок к рус. формальной школе. Языковедч. работы Я. в осн. посвящены теор. лингвистике (фонологии, соотношению диахронии и синхронии, общей теории падежей, информ. т.зр. на язык и др.) и изучению слав. языков.

В поэтике Я. прежде всего выступает как стиховед, специалист по метрике и рифме, синтаксич. и грамматич. строению стихов на разных языках (слав. и неславянских), много внимания уделяет анализу отд. произведений (наиболее известная работа “Кошки” Бодлера”, 1962, совместно с Леви-Строссом).

Собственно лит.-ведческие работы Я. посвящены древнеслав. поэзии, “Слову о полку Игореве”, Пушкину, Блоку, Хлебникову, Пастернаку, Маяковскому, польской и чеш. поэзии, Бодлеру, Гёльдерлину, Блейку и др. В качестве текстолога Я. публиковал и комментировал многие слав. тексты. Я. публиковал также работы по слав. фольклору, раннеслав. эпосу, слав. мифологии, ритуалу, живописи 20 в., семиотике кино, речевой афазии.

Основательность научной лингвистич. подготовки и раннее знакомство с практикой футуризма (Я. сам пробовал писать заумные стихи), с соответствующими ему теор. новациями (ранний формализм) определили судьбу его научной деятельности. Языковая специфика поэтич. произведения (“язык в его эстетич. функции”, материальная (речевая) объективация магич. потенциала поэзии, соотношение фольклорного и индивидуального в словесном творчестве, исследования влияния данного языка на характер поэтич. приема — всегда в центре его внимания. Характерно название одной из наиболее известных поздних работ “Грамматика поэзии и поэзия грамматики” (1961).

В качестве обобщающих семиотич. и культурологич. идей Я. обращается к общей теории симметрии, давая свою основанную на конкр. исследованиях интерпретацию ее закономерностей по отношению к разл. видам культурной деятельности и их продуктам, систематизация к-рых может осуществляться на основе связи элементов либо по сходству (вертикально, парадигматически, метафорически), либо по смежности (горизонтально, синтагматически, метанимически).

Обладая большим личным и научным авторитетом, Я. неизменно выступал против всех форм изоляционизма, постоянно ориентируясь на многосторонние связи лингвистики с этнологией, фольклором, мифологией, семиотикой, культурной антропологией и др., и гуманитарного знания в целом с биологией, физикой, математикой, системологией. Разносторонняя активность, энергия первооткрывателя, нерасторжимое единство личной судьбы и творч. устремлений (в частности, верность обретенным в юности революционным по духу основаниям его позиций в науке и культуре) сформировали, по словам Вяч.Вс. Иванова, “самый характер его трудов, не завершенных, как у классика... а раскрытых, как у романтика, навстречу будущему”.

Соч.: Избр. работы. М., 1985; Работы по поэтике. М., 1987.

Лит.: Иванов В.В. Лингвистический путь Романа Якобсона // Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985; Он же. Поэтика Якобсона // Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.. 1987; Якобсон — будетлянин. Стокгольм, 1992.

Л. Б. Шамшин

Культурология. XX век. Энциклопедия.

1998.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904-75), артист балета, балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). В 1933-42 артисти балетмейстер Большого театра, в 1942-50 и 1956-75 балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Продолжатель идей М. М. Фокина. Постановки: "Али Батыр" ("Шурале") Ф. 3. Яруллина (1950), "Сольвейг" Б. В. Асафьева (1952), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1956), "Клоп" Ф. От-казова и Г. И. Фиртича (по В. В. Маяковскому, 1962), "Двенадцать" Б. И. Тищенко (1964, по А. А. Блоку) и др. Для постановок Якобсона характерны отказ от классического танца как осн. средства выразительности, обращение к пластике, заимствованной из быта, народных танцев, к пантомиме. С 1969 организатор и художественный руководитель ансамбля "Хореографические миниатюры" (постановки: "Классицизм-романтизм", "Моцартиана", "Роден" и др.). Государственная премия СССР (1951).Источник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия
2.
  ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904 75), артист балета, балетмейстер. В 1933 42 артист Большого театра, в 1942 50 и 1956 75 балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Постановки: "Спартак" А.И. Хачатуряна (1956), "Клоп" Ф. Отказова и Г.И. Фиртича (1962). Хореограф-новатор. Основная форма хореографическая миниатюра, в которой часто используется пантомима. С 1969 организатор и художественный руководитель ансамбля "Хореографические миниатюры"; поставил миниатюры, объединенные в циклы: "Классицизм-романтизм", "Моцартиана", "Роден". Продолжатель идей М.М. Фокина. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины