Энциклопедия европейского искусства - артсен
Связанные словари
Артсен
артсен
, Питер (Aertsen, Pieter), прозв. Длинный Питер (Lange Pier) 1508 или 1509, Амстердам — 1575, Амстердам. Нидерландский живописец. Учился у А. Класа в Амстердаме. Работал в Антверпене (1527—1555; в 1535 получил там звание мастера) и Амстердаме (с 1557). В историю нидерландского искусства Артсен вошел как один из создателей бытового жанра. Своеобразие его картин состоит в том, что главными их персонажами стали простолюдины: крестьяне, торговцы, кухарки выступают в них как первоплановые герои произведений. Это современные люди Нидерландов в своем характерном бытовом обличье, представленные за свойственными их профессии занятиями. Большинство подобных произведений создано в зрелый период творчества художника — 1550-е. Особенно впечатляют те картины, в которых мастер ограничивается одной-двумя крупномасштабными фигурами — Кухарка (1559, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Крестьяне на рынке (1550-е, Вена, Музей истории искусства), Торговец дичью (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Как правило, они помещены вплотную к первому плану, господствуя в пространстве картины; поза порой демонстративна, риторична, жест и взгляд рассчитаны на зрителя; большую роль играет натюрморт; предметы материального быта, различного рода снедь, заполняя собой все пространство переднего плана, резко монументализируются. В глубине же в остром контрастном сопоставлении порой изображены маленькие религиозные сценки, обогащающие содержание работ Артсена дополнительным аллегорико-нравоучительным подтекстом. Таковы картины: Кухня со сценой "Бегство в Египет" (1551, Упсала, Художественное собрание университета), Натюрморт со сценой "Христос в доме Марфы и Марии", 1552, Вена, Музей истории искусства). В наиболее характерных композициях мастера старонидерландская традиция самобытно сочетается с сильным воздействием итальянского маньеризма. Своими работами в области бытовой картины и натюрморта Артсен подготовил расцвет этих жанров в нидерландской и европейской живописи конца XVI—XVII вв.Лит.: Sievers J. Pieter Aertsen. Leipzig, 1908; Moxey K. P. F. Pieter Aertsen, Joachim Beuckelaer and the use of secular painting in the context of the Reformation. New York; London, 1977.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 538 | |
2 | 515 | |
3 | 511 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 483 | |
7 | 474 | |
8 | 462 | |
9 | 457 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 451 | |
13 | 448 | |
14 | 437 | |
15 | 436 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 427 | |
19 | 424 | |
20 | 403 |