Энциклопедия европейского искусства - ажбе
Связанные словари
Ажбе
ажбе
(Ашбе), Антон (Azbe, Anton) 1862, Доленьчице близ Шкофьи-Локи — 1905, Мюнхен. Словенский живописец и педагог. Начинал учиться в Любляне в частной мастерской Я. Вольфа, продолжил в академиях художеств Вены (1882—1883) и Мюнхена (1884—1891) у Л. Лёфца и А. Вагнера. В 1891 основал в Мюнхене собственную художественную школу, которая пользовалась широкой популярностью и имела учеников из разных стран Европы и даже Америки. Помимо словенцев (И. Грохара, М. Стернена, М. Якопича, М. Ямы), сербов (Н. Петровича), хорватов (И. Рачича), чехов (Л. Кубы), школу Ажбе прошло довольно много русских художников, в том числе И. Грабарь, Д. Кардовский, М. Добужинский, В. Кандинский, А. Явленский. Как живописец Ажбе оставался в рамках мюнхенского реализма, о чем свидетельствуют такие картины, как Автопортрет (1886), Негритянка (ок. 1895), Урок пения (1900, все — Любляна, Нац. галерея). Поздняя работа В гареме (ок. 1903, там же) представляет собой скорее эскиз, исполненный в свободной живописной манере. Художник не интересовался живописью на пленэре, предпочитая работу в мастерской. О Негритянке позже вспоминал Грабарь, говоря о ней как о "строго построенной, прекрасно нарисованной, жизненной и экспрессивной, но суховатой по живописи". Сильной стороной творчества Ажбе был рисунок. При построении формы Ажбе обучал молодежь отбрасывать мелочи, обращая внимание на основное, — так называемый принцип "большой линии" и "большой формы". Характерно, что для рисования он рекомендовал не итальянский карандаш, как это было принято во всех академиях, а уголь, который позволял работать широко и свободно. Что касается живописи, то здесь Ажбе настаивал на раздельном накладывании красок непосредственно на холст, не смешивая их на палитре. В таком подходе он был близок импрессионистам. В педагогической системе Ажбе самым ценным было обобщение и упрощение форм, отказ от натуралистического копирования. Не случайно многие из его учеников впоследствии стали выдающимися представителями искусства авангарда.Лит.: Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958; Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М., 2001; Stele F., Ambrozic K., Karel D. Anton Azbe in njegova sola. Ljubljana, 1962; Ambrozic K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in Munchen. Ausstellung. Wiesbaden, 1988.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 538 | |
2 | 515 | |
3 | 511 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 483 | |
7 | 474 | |
8 | 462 | |
9 | 457 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 451 | |
13 | 448 | |
14 | 437 | |
15 | 436 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 427 | |
19 | 425 | |
20 | 403 |