Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - гонсалвиш

Гонсалвиш

гонсалвиш
, Нуно (Goncalves, Nuno) 1430 (?) — 1492 (?). Португальский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего европейского Возрождения. Сведения о его жизни крайне скудны. Возможно, он учился в Португалии, затем во Фландрии, где в Турне — центре фламандского ковроделия — работал над картонами для шпалер. В 1450—1472 придворный художник португальского короля Афонсо V. Обнаруженные документы свидетельствуют об увеличении его жалованья (1452), о владении им угодьями и домами (1453). Имя Гонсалвиша вошло в историю мирового искусства только в начале XX в. Представление об его творчестве исчерпывается единственным произведением — огромным Алтарем Св. Винцента, разрозненные створки которого были обнаружены в 1882 в лиссабонском монастыре Сан Винсенте де Фора; исследование алтаря (первая публикация в 1910), его истолкование, идентификация персонажей до сих пор порождают множество проблем и научных разногласий. На основании возраста изображенных исторических лиц алтарь датируется 1465—1467. Остается загадкой появление на почве Португалии, не знавшей в ту пору значительной живописной традиции, художника, достигшего столь мощного по творческой силе воплощения целой исторической эпохи. После тщательного изучения композиции алтарь Гонсалвиша с 1940 экспонируется в Лиссабоне, Нац. музее старого искусства, в виде шестичастного полиптиха (дерево, масло, темпера; высота более 2 м, ширина центральных створок — 1,28 м, боковых 0,64 м). Изображено поклонение св. Винценту, покровителю Лиссабона и Португалии, представителей королевского дома, рыцарей, мореплавателей, духовенства, монахов, рыбаков. Фигуры, почти в натуральный рост, размещены одна над другой в трех условных зонах и представляют галерею остро индивидуальных портретов. Различные по характеру и положению люди опалены дыханием сурового времени, объединены духовным родством. Гонсалвиш воспевает свою родину — страну подвига и дерзновенных исканий. Антропоцентрическая концепция личности наполняет его произведение подлинно ренессансным звучанием. Уравновешенность групп, преобладание больших цветовых плоскостей, пластичность мазка способствуют единству композиции. По самому типу алтаря, по конкретности восприятия, по ощущению драгоценности сияющих красок полиптих обнаруживает близость с произведениями нидерландских мастеров; младший современник Я. ван Эйка, португальский художник, несомненно, знал его работы. Но по степени художественного обобщения, по исполненным силы и значительности человеческим образам, по умению организовать крупные живописные и пластические массы Гонсалвиш оказался ближе к искусству итальянского кватроченто, недаром его полиптих по величию и мощи напоминает монументальную фреску. Известно, что Гонсалвиш создал в Португалии большие алтарные произведения: в 1470 алтарь для города Синтры и другой алтарь, посвященный св. Винценту, для лиссабонского собора — все они не сохранились. Приписываемые мастерской и даже школе Гонсалвиша картины не вышли за пределы упрощенного подражания некоторым его внешним приемам. Искусство Гонсалвиша представляет собой уникальное явление не только в истории португальской, но и мировой живописи.

Лит.: Егорова М. Алтарь Св. Винцента работы Нуньо Гонсалвиша // Искусство. 1968. № 2; Каптерева Т. П. Искусство Португалии. М., 1990; Fiquecredo J. de O. Pintor Nuno Goncalves. Lisboa, 1910; Saraiva A. G. Os Paneis do Infante Santo. Leiria, 1925; Dos Santos R. Nuno Goncalves. Lisboa, 1955; Gusmao A. de. Nuno Goncalves. Lisboa, 1958; Dos Santos Carvalho G. Iconografia e simbolica do Poliptico Sax Vincente de Fora. Lisboa, 1965.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины