Энциклопедия европейского искусства - хартунг
Связанные словари
Хартунг
хартунг
, Ганс (Hartung, Hans) 1904, Лейпциг — 1989, Антиб. Французский живописец немецкого происхождения. Представитель абстракционизма. C 1922 искал приемы абстрактной выразительности в рисунке и акварели. Изучал философию и историю искусств в Лейпцигском университете (1924—1925). Обучался живописи в Академиях художеств Лейпцига, Дрездена (1925—1926) и Мюнхена (1928). В 1926—1930 много путешествовал, при посещении Парижа увлеченно изучал живопись кубистов и фовистов. После недолгого пребывания в Берлине, спасаясь от нацизма, переселился в Париж в 1935. К 1938 сложился стиль Хартунга, в котором основным формообразующим элементом является красочное пятно с его тональными модуляциями. В живописных полотнах и пастелях 1940-х преобладает черный цвет; широко прописанные поверхности рассекаются моментальными росчерками, напоминающими осцилляции сейсмографа (Без названия, 1946, частное собрание; Т. 1949—26, 1949, Стокгольм, Музей современного искусства). В работах 1950-х пучки черных вертикалей, нанесенные энергичным повелительным жестом, пересекаются быстрыми пробегами горизонтальных мазков (Т. 1956—14, 1956, Париж, Нац. музей современного искусства). Эффект молниеносной, бравурной скорописи усиливается в некоторых полотнах яркими проблесками контрастного цветного фона (Т. 1950. 8, 1950, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Т. 1951. 12, 1951, Базель, Художественный музей). Жидкая краска (акрил, масло, разбавленное бензином) с большой точностью запечатлевает движение руки художника, степень нажима кисти, короткие удары, мгновенные взмахи или длительные скольжения по холсту. Хартунг, понимавший живопись как "действие на холсте", стал предтечей американского абстрактного экспрессионизма и крупнейшей фигурой европейской лирической абстракции — ташизма (Т. 1967/Н25, 1967, Париж, Нац. музей современного искусства). Принцип "живописи действия" предопределил поиски новых техник и методов. Граттажи Хартунга (рисунки приемом процарапывания непросохшей красочной массы) отличаются изощренным графизмом (Живопись, ок. 1971, частное собрание). В полотнах, исхлестанных связками ветвей, брызги краски порождают эффект вихревого движения в бесконечном пространстве (ТR41 Т 1989; Е 14, 1989, Париж, частные собрания). Хартунг занимался также графикой и фотографией.Лит.: Descargues P. Hans Hartung. Paris, 1977; Daix P. Hans Hartung. Paris, 1991.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 516 | |
3 | 512 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 475 | |
8 | 462 | |
9 | 458 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 453 | |
13 | 449 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 428 | |
19 | 426 | |
20 | 404 |