Энциклопедия европейского искусства - хаусман
Связанные словари
Хаусман
хаусман
, Рауль (Hausmann, Raoul) 1886, Вена — 1971, Лимож. Немецкий художник. С 1900 жил в Берлине, где обучался живописи под руководством своего отца. Ранние живописные работы отмечены влиянием экспрессионизма и кубизма. Сблизившись с кружком, сложившимся вокруг журнала Дер Штурм, принимал активное участие в обсуждении проблем современного искусства, часто выступал как теоретик и художественный критик. С началом Первой мировой войны определились его левые социально-политические ориентации, выразившиеся в публикациях журналов Ди Акцьон и Ди Фрайе Штрасе. В 1918 вместе с Й. Баадером и Г. Рихтером основал берлинский "Клуб дада" и его печатный орган Дада. Деятельность Хаусмана отличается характерной для направления дадаизма многогранностью, обусловленной стремлением к уничтожению границ между различными видами искусства. Он занимался живописью, скульптурой, фотографией, архитектурой, поэзией, участвовал в групповых акциях художников-дадаистов. В манифесте Синтетическое кино живописи (1918) отстаивал принцип объединения разных художественных форм; его конкретным воплощением стал фотомонтаж. В отличие от кубистического коллажа фотомонтажи Хаусмана насыщены острым социально-критическим содержанием. Протест против милитаризма, буржуазной косности, бездушного механизма современной цивилизации передается посредством комбинации фотофрагментов, наделенных символическим смыслом (Художественный критик, 1919—1920, Лондон, галерея Тейт; Дада побеждает, 1920, Нью-Йорк, частное собрание; ABCD (Портрет художника), 1923—1924, Париж, Нац. музей современного искусства). В фотоколлаже Татлин дома (1920) мастерская художника уподобляется научной лаборатории, а его мышление — сложному, блистательному в своем совершенстве механизму. Динамичные, насыщенные множеством деталей композиции Хаусмана являются параллелью монтажному кино, в котором последовательность кадров определяется логикой метафорического мышления. Фотомонтаж, возникший как модификация принципов живописного коллажа, вскоре был освоен в печатной графике, стал широко применяться в агитационно-политическом, а затем и рекламном плакате. Будучи одним из основоположников фонетической и леттристской поэзии, Хаусман создавал поэмы-афиши, которые затем расклеивал на улице. Вместе с Хёх и Швиттерсом Хаусман совершил несколько турне по Германии и Чехии с чтением лекций и дадаистскими представлениями. Его сеансы танца предвосхитили такие формы, как перформанс и боди-арт. Приход к власти нацизма вынудил художника эмигрировать. С началом Второй мировой войны обосновался во Франции. В 1945 возобновил контакты со Швиттерсом, вместе они приступили к созданию антологии дадаизма. Интерес к творчеству Хаусмана возобновился в 1960-х, когда обнаружилось внутреннее родство художественной практики дадаизма с программой авангарда новой волны.Лит.: Hausmann R. Courrier Dada. Paris, 1958; Giroud M. Raoul Hausmann: "Je ne suis pas un photographe". Paris, 1975; Benton T. Raoul Hausmann and Berlin Dada. Ann Arbor, 1987.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 516 | |
3 | 512 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 475 | |
8 | 462 | |
9 | 458 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 453 | |
13 | 449 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 428 | |
19 | 426 | |
20 | 404 |