Энциклопедия европейского искусства - хиллиард
Связанные словари
Хиллиард
хиллиард
, Николас (Hilliard, Nicholas) 1547, Эксетер — 1619, Лондон. Английский художник. Мастер портретной миниатюры. Родился в семье ювелира, где получил первые навыки ремесла златокузнеца, обернувшиеся позже утонченной изысканностью в его живописи. В 1562—1569 обучался у ювелира королевы Р. Брандона. Ок. 1570 становится придворным миниатюристом и ювелиром Елизаветы I. Имя его наставника в миниатюрной живописи неизвестно, но сам художник утверждал, что всегда старался следовать манере Г. Гольбейна Младшего. Однако в отличие от последнего писал миниатюры с натуры, не используя подготовительного рисунка. Большое значение Хиллиард придавал теории пропорций Дюрера и высоко ценил его гравированные портреты, ему были также известны труды теоретиков маньеризма, в частности Дж. П. Ломаццо. Пребывание во Франции в 1576—1578/1579 обогатило мастера знакомством с культурой французского Возрождения, живописным и в особенности карандашным портретом, работами художников школы Фонтенбло. На основе ренессансного мироощущения Хиллиард сумел создать свой оригинальный стиль, продолжив развитие традиций английского искусства, связанных с достижениями средневековой книжной миниатюры. При отказе от светотеневой лепки объемов главными выразительными средствами его произведений стали чистые нежные цвета акварели, линия и рисунок. Ясный, четкий силуэт, тонкая прорисовка лиц и деталей костюма, колкие кружевные воротники, напоминающие узоры сводов готических капелл, рождают изображения необычайной изысканности и аристократизма. Вместе с тем мастер обладал даром проникновения в эмоциональный строй модели, выявляя ее человеческое достоинство и обаяние. С 1580-х в его произведениях усиливается меланхолическое настроение, художник стремится подчеркнуть в персонаже склонность к рефлексии. Своеобразный психологизм и в известной мере загадочность портретов Хиллиарда дополняются символическими деталями, эмблемами и девизами, написанными изящной каллиграфией. В кон. 1580—1590-х мастер создал серию кабинетных миниатюр, в которых модель предстает в полный рост. В них он попытался соединить принципы миниатюрной живописи и парадного портрета. Многие выдающиеся деятели двора Елизаветы I были покровителями мастера и его заказчиками. Именно кисть Хиллиарда донесла до нас их облик и атмосферу ушедшей эпохи в целом. Свои эстетические взгляды и отдельные секреты ремесла художник изложил в Трактате об искусстве миниатюры (ок. 1601). В нач. XVII в., официально оставаясь придворным миниатюристом Якова I, мастер постепенно утратил ведущее положение, уступив место Оливеру. Основные произведения: Портрет неизвестного в возрасте 24-х лет (1572), Автопортрет (1577), Портрет Алисы Брандон, жены художника (1578, все — Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет сэра Уолтера Рэли (ок. 1585, Лондон, Нац. портретная галерея), Юноша среди розовых кустов (ок. 1588), Портрет Елизаветы I в образе Цинтии (ок. 1600, оба — Лондон, Музей Виктории и Альберта). Кисти художника приписываются также несколько станковых портретов Елизаветы I.Лит.: Воронина Т. С. Николас Хиллиард и английский портрет эпохи Шекспира. М., 1992; Pope-Hennessy J. A. A Lecture on Nicholas Hilliard. London, 1949; Auerbach E. Nicholas Hilliard. London, 1961.
Т. Воронина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 516 | |
3 | 512 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 485 | |
7 | 475 | |
8 | 462 | |
9 | 458 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 453 | |
13 | 449 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 428 | |
19 | 426 | |
20 | 404 |