Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - ходлер

Ходлер

ходлер
, Фердинанд (Hodler, Ferdinand) 1853, Берн — 1918, Женева. Швейцарский живописец, график. Учился в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха. В 1867—1868 занимался у Ф. Зоммер-Колье в Туне. В 1870 уехал из Туна в селения Шеффесбург и Лангеталь, где писал пейзажи. С 1871 учился в Женеве в Художественной школе у Б. Мена, ученика Коро. Затем покинул Женеву и переехал в Лангеталь. С сер. 1870-х начал выставляться. В 1879 посетил Испанию, впоследствии постоянно жил в Женеве. Принимал участие в 1890-х в выставках "Берлинского Сецессиона", а также парижском салоне символистов "Роза и крест". Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни. В колорите произведений 1870 — нач. 1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию. В жанре реалистического "портрета-типа" решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость. В 1870—1880-е художник часто изображает модели в интерьерах, придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник Ф. Нуком, 1878, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. музей). С сер. 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все — Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картине-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, 1900, Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии). Фреска Университета в Иене Восстание студентов (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора. В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, 1908, Женева, галерея Мооса; Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Юнгфрау, 1911, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Вид на Монблан с Женевского озера, 1918, Женева, Музей искусства и истории) динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. В них проявился научный интерес художника к оптическому смещению цветов, изменению цвета под воздействием света. В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на эту тему. Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. Портреты современников (Профессор Г. Сали, 1904, Берн, частное собрание; Е. Шмидт-Мюллер, 1915, Золотурн, частное собрание; А. Лашеналь, 1916, Женева, Музей искусства и истории) строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре. Живопись Ходлера как одного из самобытных мастеров европейского модерна оказала влияние на искусство XX в.

Лит.: Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980; Muhlestein H., Schmidt G. Ferdinand Hodler. Sein Leben und seine Werke. Zurich, 1983; Ferdinand Hodler: Katalog der Ausstellung. National Galerie, Berlin, Staatlische Museen. Zurich, 1983.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины