Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - кано

Кано

кано
, Алонсо (Cano, Alonso) 1601, Гранада — 1667, Гранада. Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик. Первоначально учился у своего отца М. Кано, проектировщика и рисовальщика алтарей. После переезда семьи в Севилью с 1614 — в мастерской Пачеко, где встретился с Веласкесом и Сурбараном. Учился скульптуре в мастерской Хуана Мартинеса Монтаньеса в Севилье. Жизнь Кано, наделенного бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В 1637 после дуэли с одним из севильских художников он спешно уехал в Мадрид, где, пользуясь покровительством премьер-министра Оливареса и друга юности Веласкеса, получил заказы для королевского дворца, стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса. В 1644, подозреваемый в убийстве молодой жены, вынужден был бежать в Валенсию, где скрывался в картезианском монастыре, в том же году вернулся в Мадрид, а с 1651 жил в Гранаде, работал в соборе, принял сан священника, в 1667 стал маэстро майор — главным мастером собора. Поздний гранадский период был для Алонсо Кано временем высоких творческих свершений. Созданный Веласкесом образ Неизвестного (1630-е, Лондон, собрание Веллингтон) принято считать портретом его друга Алонсо Кано, в котором под изысканной внешностью молодого испанского идальго угадывается эмоциональная, гордая, независимая натура. Универсальная художественная одаренность Кано была удивительной. Один из исследователей остроумно назвал Алонсо Кано ренессансной личностью, блуждающей по Испании Филиппа IV. Его архитектурный дар отличался оригинальностью; автор множества рисунков, он отдавал предпочтение архитектурным мотивам (Мадрид, Нац. библиотека; Лондон, Британский музей; Париж, Лувр). Незадолго до смерти Кано создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры XVII в. — главный фасад собора в Гранаде (проект Кано осуществлен в 1703 Х. Гранадосом). Алонсо Кано — один из крупнейших мастеров национальной испанской скульптуры, блестящий представитель севильской школы, развивший и обогативший традиции своего учителя Хуана Мартинеса Монтаньеса. Изобразительное творчество Кано находилось в некоем контрасте с его беспокойным характером, неустроенной судьбой. В области скульптуры и живописи он тяготел к спокойным и гармоничным образам, к их идеальной трактовке, сдержанному лиризму, избегая в целом изображения подчеркнуто драматических ситуаций. Эта особенность его творчества естественно сближалась с общей направленностью севильской скульптурной школы. Произведения Кано отличались живописной пластичностью форм, мягкостью округлых сложных движений и красотой изысканной полихромии; Кано, выдающийся колорист, раскрашивал статуи сам. Он работал в традиционных жанрах религиозной скульптуры своего времени, обращаясь в основном к раскрашенному дереву, создавал величественные монументальные и более камерные статуи. Внушителен его алтарь в церкви Санта Мария де ла Олива в Лебрихе (1629—1631) недалеко от Севильи, где в интерьере, перестроенном из мечети, с элементами готической и ренессансной архитектуры высится сооружение Кано классического типа с колоннами большого ордера, статуями Девы Марии и апостолов Петра и Павла. Кано — автор отдельных статуй святых — Антония Падуанского и Иосифа, Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, голов апостола Павла и Сан Хуана де Дьос (Гранада, Музей изобразительных искусств), представленных в состоянии глубоких душевных переживаний, затаенного страдания. Он принимал активное участие в украшении интерьера собора в Гранаде, ему принадлежат исполненные из раскрашенного дерева бюсты Адама, Евы и апостола Павла. Заключенные в ниши-медальоны бюсты Адама и Евы помещеы при входе в главную капеллу. Они отмечены яркой физической красотой, передачей которой уверенно владел Алонсо Кано. В отличие от крупного масштаба этих скульптур собор в Гранаде хранит статуи мастера меньшего размера, интимного плана — Мадонна с Младенцем Белен (Музей собора) и Непорочное зачатие (1655, сакристия собора). Хрупкая статуя Девы Марии составляет всего 50 сантиметров. Недаром соборное духовенство решило поместить ее в сакристии, и Кано пришлось создать другую, более импозантную скульптуру Девы Марии. Но скромная "Чикита" — так "Девочкой" прозвали эту статую — одно из лучших творений Кано, сумевшего слить в едином образе красоту естественных форм и безупречность пластической и цветовой трактовки. В отличие от скульптуры живописные произведения Кано стоят одиноко в искусстве Испании того времени. Живопись Кано, которая считается менее самостоятельной областью его творчества и обнаруживает влияние итальянского Возрождения, испанских современников, широкое обращение к европейской гравюре, обладает тем не менее художественной целостностью. Его картины отличаются красотой форм, безупречностью пластической моделировки и цветовой гаммы. Одно из первых созданных в Севилье полотен Кано — Сан Франсиско де Борха (1624, Севилья, Музей изящных искусств) — соответствует изобразительным приемам мастерской Пачеко с ее темной, насыщенной светотеневыми контрастами манерой письма. Пластическая сила отличает прекрасную Св. Инессу (1634, погибла в 1945 в Берлине). Пронесенный через творчество Кано идеал возвышенной женской красоты чаще всего находил воплощение в образе Девы Марии, то в более камерном преломлении (Мадонны с Младенцем, 1630—1640, Мадрид, Прадо), то в образе аристократически горделивой небесной царицы (Видение Мадонны с Младенцем св. Антонию, 1643—1652, Мюнхен, Старая пинакотека) и особенно в изображениях Непорочного зачатия (Гранада, собор; Витория, Музей изящных искусств). С начала 1640-х живопись Кано стала светлой, легкой, приобрела свободу мазка. Влияние Тициана, Веронезе, гравюр итальянских маньеристов сказалось в его известных картинах "Не тронь меня" (1648, Будапешт, Музей изобразительных икусств), Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом (1638—1652, Мадрид, Прадо). Близость к Веласкесу ощущается в живописных приемах Чуда у колодца (1649, Мадрид, Прадо), в моделировке обнаженных человеческих фигур Нисхождение Христа в ад (1652, Лос-Анджелес, Гор. музей), отчасти в созданных для мадридского Алькасара Вестготских королях (Мадрид, Прадо) — изображениях придворных шутов или персонажей театральных пьес. Значительное произведение Кано последнего гранадского периода — цикл огромных картин, украшающих главную капеллу собора в Гранаде (1652—1653), посвященных жизни Девы Марии (Семь радостей Марии). Уравновешенность динамичной и вместе с тем строгой вертикальной композиции, четкие силуэты немногочисленных фигур, их позы, жесты, мимика лиц рассчитаны на создание монументального декоративного ансамбля. В Испании XVII в. цикл Алонсо Кано представляет собой, как и главный фасад собора, уникальный пример синтеза настенной живописи и архитектурного пространства.

Лит.: Martines Chumillas M. Alonso Cano. Madrid, 1950; Gomez-Moreno M. E. Alonso Cano. Madrid, 1954; Wethey H. E. Alonso Cano. Princeton, 1955.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАНО школа японской живописи 2-й пол. 15 нач. 16 вв. нач. 20 в. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной живописи. Отличается стремлением к декоративным композициям, достоверностью изображения. Художники Кано Масанобу (2-я пол. 15 нач. 16 вв.), Кано Мотонобу, Кано Эйтоку (оба 16 в.). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  школа японской декоративной живописи, созданная придворными художниками династии Кано (отсюда название). Существует с XV в.; фактический основатель школы К. Масанрбу, её второй глава К. Мотонобу. Для кано раннего этапа (XV первая половина XVI вв.) характерны сочетания декоративных традиций монохромной живописи (воспринявшей наследие китайской живописи периода Юж. Сун) и полихромией школы Тоса (следовавшей традициям национальной живописи ямато-э), что обусловливалось процессом сближения идеалов аристократии императорского двора с идеалами воинской верхушки. Росписи Мотонобу, К. Хидэёри в жанрах пейзажа, "цветы-птицы" на свитках, ширмах, перегородках отличаются сочетанием общей условно-декоративной трактовки композиции (плоскостные фоны, тщательно прорисованные контуры) с подчёркнуто правдоподобным изображением отдельных мотивов (птиц, веток деревьев). Расцвет кано связан с т. н. периодом Момояма (последняя четверть XVI начало XVII вв.), духовная жизнь которого отмечена переходом от средневекового религиозного восприятия мира к более чувственно-конкретному. Росписи К. Эйтоку, К. Мицунобу, К. Санраку, К. Найдзэн, К. Ёсинобу,...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины