Энциклопедия европейского искусства - каррьер
Связанные словари
Каррьер
каррьер
, Эжен (Carriere, Eugene) 1849, Гурне, Сен-Дени — 1906, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. В 15 лет был определен учеником в литографскую мастерскую в Страсбурге (1864—1867). С 1869 — в Париже, часто бывает в Лувре. Под впечатлением пастелей Латура, живописи Рубенса загорается желанием стать художником и поступает в Школу изящных искусств, в мастерскую А. Кабанеля. Во время франко-прусской войны Каррьер в качестве пленного попадает в Дрезден. После падения Парижской коммуны делает литографию, посвященную этому событию (Права человека, 1871), в которой проявилось его увлечение социалистическими идеями. В 1872—1873 работает в литографской мастерской Ж. Шере, специализирующейся на выпуске цветных афиш. После женитьбы едет в Лондон (1877—1878), сильное впечатление производит на него живопись Тернера. По возвращении в Париж сближается с символистами, пишет Портрет поэта Поля Верлена (1890, Париж, музей Орсе). Вместе с Роденом и Пюви де Шаванном является основателем Национального общества изящных искусств и Салона (1890), а в 1896 — Салона ар нуво, где выставляются художники, творчество которых отражает принципы и поэтику нового стиля модерн. С конца 1870-х Каррьер плодотворно работает как живописец. Подобно многим символистам, художник стремится воплотить тончайшие человеческие чувства, малейшие движения души, средствами живописи передать "непередаваемое", нечто нематериальное, неуловимое движение мысли и настроения. В своих полотнах мастер пытается проникнуть в тайну человеческих взаимоотношений, тайну любви, нежности, духовной близости (Материнство, 1879, Авиньон, Музей Кальве; Мотальщицы шерсти, 1887, Лондон, галерея Тейт; Старшая сестра <Интимность>, Париж, музей Орсе). Картины Каррьера, его образы буквально "лучатся", источают потоки светлых, отрадных или печальных чувств. Вокруг них образуется особая нравственная атмосфера духовности. Необычен колорит — живопись построена на сочетании оттенков серебристо-серых, коричневатых тонов, она почти монохромна, все цвета приглушены — словно художник боится нарушить тишину, интимность, возникающую в отношениях людей. Он как бы говорит зрителю: об истинных чувствах не кричат. Силуэты, контуры, линии у Каррьера по-особому мягки, лишены резкой четкости, отчего фигуры словно растворяются в окружающем пространстве, пронизанном человеческими эмоциями. Те же черты отличают портреты, в которых художник сосредотачивается на передаче духовной жизни модели, нюансах чувств и психологических состояний: Портрет Девиллье (1887), Портрет Э. Гонкура (ок. 1892, оба — Понтуаз, Музей), Медитация (ок. 1900, Страсбург, Музей изящных искусств). Каррьер писал также картины на религиозные темы, пейзажи, натюрморты. В 1898—1903 художник открывает свободное ателье, которое посещали Матисс, Дерен, Пюи, Лапрад. В 1904 Каррьер стал первым президентом Осеннего салона.Лит.: Geoffroy G. L’?uvre d’Eugene Carriere. Paris, 1901; Carrier J. P. De la vie d’Eugene Carriere, souvenirs, lettres, pensees, documents. Toulouse, 1966.
В. Стародубова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 516 | |
3 | 511 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 485 | |
7 | 475 | |
8 | 462 | |
9 | 458 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 452 | |
13 | 449 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 428 | |
19 | 426 | |
20 | 404 |