Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - кастаньо

Кастаньо

кастаньо
, Андреа дель (Castagno, Andrea del), наст. имя Андреа ди Бартоломео ди Симоне да Барджиэлла Ок. 1419/1421, Кастаньо — 1457, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Сведений о годах ученичества нет. В 1440 по поручению флорентийских властей изобразил на стене палаццо дель Подеста врагов правивших во Флоренции Медичи — членов семьи Альбицци в виде повешенных (не сохранилось). В 1442 работал в Венеции. В 1444 вступил в цех флорентийских живописцев. С начала 1444 и до 19 августа 1457, когда художник скончался во время эпидемии чумы, документы постоянно фиксируют его присутствие во Флоренции. Существует предположение о работе Кастаньо в Ватиканском дворце в Риме в 1454, не подкрепленное документальными свидетельствами. Творческое формирование Кастаньо, как и других флорентийских живописцев его поколения, связано прежде всего с традициями Мазаччо. Он испытал также существенное влияние скульптур Донателло. Немаловажное значение для Кастаньо имел и контакт с творчеством Доменико Венециано. Наследие Кастаньо, относящееся преимущественно к области монументальной живописи и созданное на протяжении 15 лет его творческого пути, отличает большая цельность. Уже в первой дошедшей до нас работе — выполненных с помощью Франческо да Фаенца росписях свода капеллы Сан Таразио (1442, Венеция, церковь Сан Дзаккария), включающих фигуры Бога-Отца и шести святых, определяются характерные черты его искусства: простонародный облик персонажей, обобщенность форм, энергия светотеневой лепки тяжелых, крупных масс, статуарное начало, сочетающееся с интенсивностью цвета, мощью сопоставления темно-синего фона с сиреневыми, охристо-желтыми, зелеными, льдисто-голубыми красками одежд. Эти стилистические черты находят дальнейшее развитие во флорентийских работах Кастаньо: двух полных драматического пафоса и суровости вариантах Распятия (ок. 1443, Флоренция, церковь Санта Мария Нуова; ок. 1453—1454, Флоренция, музей Сант Аполлония), росписях трапезной монастыря Сант Аполлония (ок. 1447—1449, Флоренция, музей Сант Аполлония), фресковом цикле виллы Кардуччи (ок. 1450—1451, Флоренция, галерея Уффици) и др. В то же время во флорентийских работах Кастаньо появляются признаки становления новых художественных вкусов, предвещающих искусство 2-й пол. XV в.: облагороженный типаж, более тонкая одухотворенность, динамика линий, интерес к движению; более отточенным, четко строящим форму становится рисунок, о чем, в частности, свидетельствуют синопии — подфресковые рисунки красной краской к росписям трапезной монастыря Сант Аполлония. Флорентийский период творчества Кастаньо отмечен значительными художественными открытиями. В росписях стены трапезной монастыря Сант Аполлония Кастаньо, развивая идею, воплощенную в XIV в. Т. Гадди, соединил в единую грандиозную композицию сцены Страстей Христа и Тайную вечерю, акцентировав последнюю и своими масштабами, и уплотненностью композиции, и достигнутой при помощи перспективы иллюзией ее выдвижения за пределы плоскости стены. Одновременно он нашел новую, сугубо ренессансную интерпретацию этой сцены. Традиционной трактовке Тайной вечери в ее мистическом значении как темы Евхаристии (причастия) Кастаньо противопоставил драматическое и человеческое начало, выделив тему предательства Иуды, изображенного отдельно от Христа и апостолов, по другую сторону стола, передав эмоциональную реакцию последних на слова Христа. Новые художественные принципы утверждаются и во фресковом цикле Знаменитые люди (ок. 1450—1451, Флоренция, галерея Уффици). Кастаньо не только создает величественные образы прославленных флорентийских поэтов, полководцев, государственных деятелей и знаменитых женщин древности, напоминающих в своих нишах ожившие статуи, но и разрабатывает новую декоративную систему, превратив при помощи обрамляющих ниши иллюзорных архитектурных элементов простое прямоугольное помещение в дворцовый ренессансный интерьер. Новое решение находит Кастаньо и в своей последней работе — фреске Конный памятник кондотьера Николо Толентино (1456, Флоренция, собор Санта Мария дель Фьоре). Повторяя по размерам и технике "терраверде" (зеленая земля) аналогичную фреску Уччелло (Конный памятник Джованни Акуто), Кастаньо создает новый, по сравнению с Уччелло, тип конного монумента, предвосхищающего своей динамикой и энергией скульптурный монумент Коллеони работы Верроккио.

Лит.: Richter G. M. Andrea del Castagno. Chicago, 1943; Russoli F. Andrea del Castagno. Milano, 1954; Salmi M. Andrea del Castagno. Firenze, 1961; Horner M. Andrea del Castagno. Oxford, 1980.

И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (собственно Андреа дель Кастаньо, Andrea del Castagno) (около 1421 1457), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Испытал влияние Мазаччо, Донателло, П. Уччелло. Демократическое по духу искусство Кастаньо отличается энергичной пластической лепкой форм, звучным колоритом, выразительностью поз и ракурсов, порой придающей его работам драматическую остроту, грубоватой простотой и мужественностью образов (фрески "Девять знаменитых людей" и "Тайная вечеря", между 1445-57, ныне в монастыре Сант-Аполлония, Флоренция).Андреа дель Кастаньо. "Тайная вечеря". Фреска в монастыре Сант-Аполлония во Флоренции. Между 1445 1457. Фрагмент.Литература: Russoli F., A. del Castagno, Mil., (1957). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины