Поиск в словарях
Искать во всех

Большой энциклопедический словарь - иконостас

Иконостас

иконостас
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis место стояния) перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 нач. 15 вв. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат — икона Божией Матери.Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей....
Русская энциклопедия
2.
  (от икона и греч. stasis место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405; иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерархической последовательности; внизу ряд так называемых местных икон, выше "деисусный" чин (включал иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, "отцов церкви" и др.), ещё выше "праздничный" (с изображениями гл. эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и "пророческий" чины. В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), тябла и стойки украшают резьбой, басмой, чеканкой. С появлением в XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):