Поиск в словарях
Искать во всех

Большой энциклопедический словарь - образ

Образ

образ
ОБРАЗ -1) в психологии субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.2) Образ художественный категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  1. Постановка вопроса.2. О. как явление классовой идеологии.3. Индивидуализация действительности в О..4. Типизация действительности в О.5. Художественный вымысел в О.6. О. и образность; система О.7. Содержательность О.8. Общественная функция О.9. Определение О.10. О. и понятие.11. О., стиль и жанр.12. О. и образность языка.Библиография.I. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. О. одна из основных проблем искусствоведения и тем самым литературоведения. О. мы называем ту своеобразную форму отражения жизни, к-рая присуща искусству как особой идеологии, «художественно осваивающей» мир (Маркс). Отсюда определение О. есть определение специфики искусства, его содержания и формы, его общественного значения, его места среди других идеологий. Отсюда понятие образа тесно связано с вопросом о критерии художественности, с вопросом об усвоении художественного наследия, с вопросом о характере социалистического искусства и т. д.Являясь своеобразным фокусом, собирающим в себе основные проблемы искусствоведения, понятие О. как спецификума искусства естественно по-своему понималось и определялось всякой искусствоведческой системой на основе ее общих классовых...
Литературная энциклопедия
2.
  ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные представления, воспринятые нами еще на школьной скамье, — которые заставляют нас вкладывать в понятие образа чисто зрительное содержание, уподобляя тем поэтический образ как бы некоторой извне наблюдаемой картине. Вспомним хотя бы следующую строфу Бунина: И на заре седой орленок Шипит в гнезде, как василиск, Завидя за морем спросонок В тумане сизом красный диск. Если «седой» орленок, «красный диск», в «сизом тумане» живописны (образны) живописностью непосредственно-зрительный, то, конечно, вторая строка (орленок, шипящий, как василиск) рисует нам образ чисто звуковой. Другая строка Бунина о «теплом запахе талых крыш» весной, пушкинские «пушистые снега» — выхвачены из сложной области обонятельных, тепловых, осязательных ощущений — и число таких примеров можно было бы умножить до бесконечности; пожалуй, было бы правильнее даже сказать, что нет ни одного образа, который был бы чисто...
Словарь литературных терминов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):