Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - бальмонт константин дмитриевич

Бальмонт константин дмитриевич

бальмонт константин дмитриевич
Бальмонт Константин Дмитриевич

БАЛЬМ́́ОНТ (1867—1942), рус. поэт. С 1920 в эмиграции. Испытал значит. воздействие поэзии Л. Сквозь творчество Б. проходит демонологич. тема (см. Демонизм), воплощенная в стих. "Лишь демоны, да гении, да люди...", "Смерть", "Пир у сатаны", "Война", "Притча о черте". Его герой душевно одинок ("Бесприютность", "Океан"), знает "блаженство быть сильным и гордым, и вечно свободным" ("Альбатрос"), жаждет "кричащих бурь" ("Кинжальные слова"), но лишен подлинной глубины и трагизма героев Л., в нем видны черты гедониста и эстета. Эстетизированной предстает и тема поэта, осознавшего, подобно лермонт. поэту-пророку, свою избраннич. миссию ("Воскресший", "Избранный"). Понимание иск-ва носит у Б. камерный характер ("Мои песнопенья"), хотя он и уподобляет себя Л. в стремлении противопоставить "бездушным людям,...мелким их страстям" сильную творч. личность ("К Лермонтову", "Человечки", "Мещане", "В гостиной"). В стихах Б. ("Белая страна", "Русалка", "Sin miedo") встречаются параллели и вариации к мотивам и темам поэзии Л. Мастер формы, Б. воспринял от Л. разнообразие ритмики и строфики, "певучесть стиха". Органически усвоен им лермонт. "эфирный стих" (см. В. Брюсов, Далекие и близкие, М., 1912).

В прочитанных в Оксфордском ун-те лекциях о рус. поэзии (1897), вошедших позднее в кн. «Горные вершины», Б. уделяет видное место Л., воспринимая его как «младшего брата» Дж. Байрона и ученика А.С.Пушкина. Л. в трактовке Б., как и Пушкин, — «романтик по темам и реалист по исполнению», для к-рого, в отличие от представителей психол. лирики (Ф. И. Тютчев, А.А.Фет, символисты), недоступна область «мировой символизации» явлений. Позднее, в статье Б. «Сквозь строй» Л. предстает как предтеча символизма, «звездная душа,...тоскующий поэт,...с которым говорили демоны и ангелы». Ту же субъективную концепцию Б. развивает в четырех сонетах «Лермонтов» (1916), в сб. «Сонеты солнца, меда и луны», в стих. 1900-х гг. «Проклятия» и декларативном стих. «Заветная рифма» (1924). Б. высоко ценил прозу Л., как и его поэзию. Лучшим рус. романом он считал «Героя нашего времени» («О русских поэтах»), шедевром мировой поэзии — «Горные вершины».

Соч.: Горные вершины, кн. 1, М., 1904, с. 61, 62—66, 68, 70, 72, 79, 101; Стихотворения, Л., 1969.

Лит.: Анненский И. Ф., Книги отражений, М., 1979, с. 100; Розанов И. (1), с. 275—77; Голованова (3), с. 16—19.

Ю. К. Герасимов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942) русский поэт-символист. В стихах культ "Я", игра мимолетностей, противопоставление "железному веку" первозданно целостного "солнечного" начала; музыкальность (сборники "Горящие здания", 1900, "Будем как солнце", 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):