Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - даргомыжский александр сергеевич

Даргомыжский александр сергеевич

даргомыжский александр сергеевич

Даргомыжский Александр Сергеевич

ДАРГОМ́́ЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813—69), рус. композитор. В своей вокальной лирике неоднократно обращался к поэзии Л., во многих отношениях близкой характеру его дарования. Д. мог встречаться с Л. у Карамзиных и в домах других петерб. общих знакомых. Существует предположение, что на одном из рис.

Л. изображен Д. (см. Ковалевская, Мануйлов, с. 46—50). В поэзии Л. его привлекали психол. глубина, эмоциональность, вызванная тяжелыми раздумьями, душевными порывами и разочарованиями, настроения, навеянные картинами суровой сев. природы, — разнообразная гамма чувств, составляющая внутр. мир человека 30—40-х гг. Ранние толкования Д.

стихов Л. сохраняют признаки бытового и салонного романса: «Тучки небесные» (СПБ, 1844) — элегич. пьеса, близкая к рус. нар. песне и бытовым песням-романсам А.Е. Варламова; «Молитва» («В минуту жизни трудную», СПБ, 1844).

Романс Д. «И скучно и грустно», сочиненный в Париже в 1845 (изд. СПБ, 1847), открывает ряд произв. Л., имевших большое значение для рус.

вокальной лирики: лирич. монологи, выразительные, психологически углубленные размышления — осн. тип вокального соч., сложившийся в творчестве Д. Построенная на речевых интонациях, постоянно развивающаяся мелодия напевно-декламац. характера, раскрывает эмоц. содержание поэтич. текста. Цельность картины дополняет «покачивающееся» фп.

сопровождение. Эти черты наиболее ярко проявились в романсах «Мне грустно» (СПБ, 1848), а также «Слышу ли голос твой» (СПБ, 1849). К лучшим произв. Д. принадлежит и вокальное трио «Ночевала тучка золотая», 1856. Достаточно развитое полифонич. письмо отличает трио a capella «Сосна» («На севере диком») (СПБ, 1850). Привлекательна картинная изобразительность романса «Песнь рыбки» (СПБ, 1861), последнего из соч.

Д. на слова Л.

Лит.: Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс 19 в., М., 1956, с. 120—23; Андроников (13), с. 222; Пекелис М. С., А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966, с. 265—69, 454—57; т. 2, М., 1973, с. 72—82, 118—28; Канн-Новикова Е., Хочу правды, М., 1971, с. 84—85; Ковалевская, Мануйлов, с. 46—50.

А. С. Розанов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР.

Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-69) российский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение Опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере "Каменный гость", на неизмененный текст "маленькой трагедии" А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского. Опера "Эсмеральда" (1841), опера-баллада "Торжество Вакха" (1848), сочинения для оркестра (в т. ч. "Баба-яга", 1862, "Чухонская фантазия", 1867), для фортепиано, романсы и др. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):