Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - есенин сергей александрович

Есенин сергей александрович

есенин сергей александрович
Есенин Сергей Александрович

ЕС́́ЕНИН Сергей Александрович (1895—1925), рус. сов. поэт. В творчестве Е. своеобразно преломились поэтич. традиции Л. По словам самого Е., в юности ему «из поэтов больше всего нравились Лермонтов и Кольцов». Будущий поэт с увлечением читал наизусть стихи Л., поэму «Мцыри». В юношеских письмах Е. к Г. А. Панфилову (1912—13) и М. П. Бальзамовой (1912—15) упоминаются романтич. поэма «Пророк», стих. «Поэт», «Тоска», созданные Е. под впечатлением «Пророка» Л. и всего круга его стихов, посв. теме «поэт и толпа»; не раз цитируется стих Л. «И скучно и грустно». Ранние поэтич. опыты Е. — «Думы», «Капли», «Звездочки ясные, звезды высокие» — написаны в подражание стих. Л. «Тучи». Поэтич. контакты с Л., порой полемич. характера, возникают в стих. Е. «Нищий с паперти», «О верю, верю, счастье есть», «Отвори мне, страж заоблачный» и др. В стих. «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело» (1925), строки к-рого: «Пусть она услышит, пусть она поплачет, / Ей чужая участь ничего не значит» — восходят к «Завещанию» Л. — стих., особенно любимому Е. в зрелые годы.

В творчестве зрелого Е. традиции Л. получили новаторское воплощение, проявляясь не столько генетически, в усвоении сходных поэтич. мотивов и форм стиха, сколько типологически, в самом характере лирики — высоко эмоциональной, народной по духу, романтич. по мироощущению. Мн. стихи Е., в т.ч. его любовная лирика, как и у Л., отличаются красотой мелодич. рисунка, напевностью, задушевностью, непринужденностью разговорных интонаций. Интимная лирика Е., как и Л., глубоко исповедальна по своей природе; вместе с тем исповедь переплетается в ней с размышлениями о миссии поэта, о родине и об эпохе («Письмо к женщине», 1924, цикл «Персидские мотивы», 1924—25, поэма «Анна Снегина», 1925).

При всем различии социально-историч. условий, формировавших поэтов, Е. и Л. роднит высокое чувство нац. самосознания, патриотизм, вбирающий в себя противоборствующие силы душевного притяжения и отталкивания. «Странная», порой безотчетная и противоречивая любовь Л. к отчизне (стих. «Родина») отозвалась психологически близкими мотивами в дореволюц. лирике Е. (стих. «Русь», «Край ты мой заброшенный», «Запели тесаные дроги», «Устал я жить в родном краю»). Противоречивый характер чувства к родине порождает у обоих поэтов мотивы бесприютности, странничества. Ими пронизано творчество раннего, а порой и зрелого Е. («Странник», 1914; «В том краю, где желтая крапива», 1915; «В этом мире я только прохожий», 1925). Отсюда же — частые переходы в лирич. тональности стихов от надежд к отчаянию, от элегии к иронии и сарказму, от настроений гражданственно-активных к пессимизму («Отговорила роща золотая», «Возвращение на родину»).

«Нежность грустная русской души» естественно сочетается у Е. с разбойной удалью, бунтом, поэтизацией народной вольницы. Пугачевское восстание романтизируется в лирич. драме Е. «Пугачев» (1921), как и в неоконч. романе Л. «Вадим», посв. той же теме. Как и Л., Е. присуще глубокое сознание поэтич. ответственности перед миром, отношение к «песенному слову» как слову пророческому, связанному с заветом «правды жизни не нарушить» («Быть поэтом — это значит то же», 1925).

Л. сопутствовал Е. всю жизнь. В сер. 20-х гг. он любил говорить об А. С. Пушкине и Л. как о своих поэтич. предшественниках («Я полон дум о них, ушедших и великих» — стих. «На Кавказе», 1924; ср.: «Русь бесприютная», 1921, «Письмо к сестре», 1925, «Автобиография», 1924).

Соч. Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1970, с. 119, 120, 168, 190, 215, 234, 250, 275; т. 2, с. 29, 99, 136, 309, 317; т. 3, с. 170, 184, 185, 197, 198—201, 203, 204, 209, 210, 314.

Лит.: Зелинский К., С. А. Есенин. Критико-биографич. очерк, в кн.: Есенин С., Собр. соч., т. 1, М., 1966, с. 17; его же, Сергей Есенин, в кн.: В изменяющемся мире, М., 1969, с. 96; Воспоминания о С. Есенине, сб., М., 1965, с. 61, 90, 282, 385, 403, 484; Кулинич А. В., Новаторство и традиции в рус. сов. поэзии 20-х гг., [К.], 1967, с. 55, 56, 59, 158, 265, 282, 314, 360; Наумов Е., С. Есенин. Личность. Творчество. Эпоха, Л., 1973, с. 10, 11, 12, 14, 75, 123, 370—72, 383, 404; Харчевников В. И., О пушкинской и лермонт. традициях в поэтич. стиле С. Есенина, в сб.: Поэтика и стилистика рус. лит-ры, Л., 1971, с. 297—300; Жаворонков А. З., С. А. Есенин и рус. писатели ХІХ—ХХ вв., «Уч. зап. Кировского пед. ин-та. Кафедра лит-ры», 1971, в. 49, с. 110, 111, 113, 114, 116, 120—125; Мануйлов В., О С. Есенине, «Звезда», 1972, № 2, с. 183; Голованова Т. П. (3), с. 55—85.

Т. П. Голованова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов (см. Имажинизм). Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925). В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):