Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - гагарин григорий григорьевич

Гагарин григорий григорьевич

гагарин григорий григорьевич
Гагарин Григорий Григорьевич

ГАЃ́АРИН Григорий Григорьевич (1810—93), князь, рус. художник. В 20-е гг. учился в Италии у Ораса Верне и К. П. Брюллова, к-рый оказал решающее влияние на его творч. формирование. Возвратившись в 1832 в Россию, сблизился с лит. кругами, познакомился с А. С. Пушкиным иллюстрировал его произв. («Пиковая дама», «Ангел», «Сказка о царе Салтане»). Первые встречи с Л. могли произойти в 1834 в Петербурге у С. В. Трубецкого или А. И. Барятинского. Посетителями этих вечеров были и нек-рые из членов будущего «Кружка шестнадцати». Более близкое знакомство с Л. и этим кружком относится, по-видимому, к янв. 1840. Сохранился набросок группового портрета членов кружка, выполненный Г. (графитный карандаш; Музей ИРЛИ; воспроизв.: ЛН, т. 45—46, с. 467). В мае 1840, после перевода Л. в Тенгинский полк и отъезда многих из «шестнадцати» на Кавказ, Г. последовал за ними.Г. Г. Гагарин. Автопортрет. Акварель.

По свидетельству Д. А. Столыпина, брата А.А. Столыпина (Монго), Л. жил в одной палатке с его братом и Г. Рис. Г. — офицер, отдыхающий в палатке (сепия; частное собр.; неопубл.), — предположительно изображает Л. Условия кавк. жизни поэта ограничивали возможность его встреч с Г. (авг., нач. сент. 1840 в Пятигорске и, возможно, июнь 1841 там же). Тем более замечательно их творч. сотрудничество и взаимопонимание. О плодотворности их содружества свидетельствуют копии Г. с рис. поэта — «Сражение при Валерике. Начало боя. Генерал Галафеев», «Два всадника, стреляющие в горца», «Джигитовка» (графитный карандаш; все ГРМ; воспроизв.: ЛН, т. 45—46, с. 73 и 141), к-рые Г. обозначил словами «d'après Lermontoff». Особенно важны детально разработанные небольшие акв. картины, исполненные Л. и Г. совместно: «Эпизод сражения при Валерике» (1840; ГРМ; см. альбом "М. Ю. Л.", М., 1941, с. 257) и "Схватка. Эпизод из Кавказской войны" (1840; местонахождение неизв.). На первой из них надпись Г.: "Dessin de Lermontoff, aquarelle par moi" ("Рисунок Л., акварелировано мною"), на второй — "Lermontoff delineavit, Gagarin pinxit" ("Л. рисовал, Г. красил"). В картине "Сражение при Ахатли" (1840; масло; ГРМ; воспроизв.: Рус. иск-во. Очерки, М., 1954, с. 536), написанной после участия Г. в походе на аул Чиркей, художник повторил группу горцев из акв. "Валерик", исполненной совм. с Л. Эта группа, в свою очередь, с большей профессиональностью и остротой характеристик повторяет рис. Л. (ГЛМ; см. ЛН, т. 45—46, с. 76). Акварели, осн. на боевом опыте Л., исполненные при участии Г., и картина "Сражение при Ахатли" правдивы, жизненны и далеки от условностей офиц. батального жанра. Созданный в них трагич. образ кавк. войны близок содержанию произв. Л. на эту тему. К стих. Л. "Сон" Г. выполнил акварель, к-рая является отчасти илл., отчасти станковым произв. (ГРМ; см. альбом "М. Ю. Л.», М., 1941, с. 281).

Тему лермонт. Кавказа у Г. дополняет картина «Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса» (1840-е гг.; масло; ГРМ; см. ЛН, т. 45—46, с. 453), точно передающая быт рус. войск на Кавказе. Рис. Г. часто связаны с Л., его друзьями, знакомыми и сослуживцами. Члены "Кружка шестнадцати" изображены на рисунках "Группа на крыльце в Кисловодске" (28 авг. 1840; карандаш; ГРМ; см. там же, с. 465), "Ужин на свежем воздухе" (ГРМ; см. там же, с. 447) и «Долгорукий на станции Ларс Военно-Грузинской дороги», где изображены А. Васильчиков, А. и С. Долгорукие, А. Столыпин, С. Трубецкой и др. (акв.; ГРМ; воспроизв. там же, с. 252). Рис. Г. запечатлели «двух девиц Верзилиных», слугу поэта Хр. Саникидзе, рядовых и офицеров Нижегородского полка.

В 1856 Г. создал эскизы живых картин [карандаш; ГРМ; воспроизв. 2 рис.: «Плач над убитым князем» и «Тамара и Демон», Пахомов (4), с. 221] к постановке поэмы «Демон» в Зимнем дворце. Эти эскизы часто воспроизводятся в изданиях как илл. к произв. Л. Постановка живых картин в Зимнем дворце была последней работой Г., свидетельствующей об его увлеченности творчеством Л.

Лит.: Савинов, с. 433—72; Пахомов (3), с. 64, 67; Найдич Э. Э., Пушкин и художник Г. Г. Гагарин, ЛН, т. 58, с. 269—78.

А. Н. Савинов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1810-1893), русский живописец и рисовальщик. Вице-президент петербургской АХ (1859-72). Брал уроки у К. П. Брюллова. Батальные сцены Гагарина отмечены непосредственностью восприятия боевых эпизодов; графические портреты, исполненные главным образом в изящной контурной манере, отличаются тонкими цветовыми отношениями и одухотворённостью образов ("М. К. Орбелиани", "Д. А. Чавчавадзе" оба карандаш, начало 40-х гг., ГРМ). Гагарин автор проникнутых сатирическим духом иллюстрации к "Тарантасу" В. А. Соллогуба (издано в гравюрах Е. Е. Бернардского в 1845), принадлежащих к числу наиболее значительных произведений демократической русской книжной графики 40-х гг. XIX в. По проектам Гагарина в кавказских городах (Владикавказе, ныне Орджоникидзе, и др.) построен ряд соборов в "византийском стиле".АвтопортретPrincess Marta SolagashviliАлександровская колонна в лесах. 1832—1833Восточные типы из путевого альбомаКрещение ХристовоПроповедь Магомета. 1840—1850-еЛитература: А. Н. Савинов, Г. Г. Гагарин, М., 1951. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):