Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - глинка михаил иванович

Глинка михаил иванович

глинка михаил иванович
Глинка Михаил Иванович

ГЛ́́ИНКА Михаил Иванович (1804—57), рус. композитор. К лирике Л. обращался дважды. Композитор и Л. могли быть знакомы и лично, встречаясь в доме Мих. Ю. Виельгорского и у А. С. Стунеева.

Романс на стихи Л. «Слышу ли голос твой» Г. сочинил в Варшаве в июне 1848, по свидетельству П. П. Дубровского, после красочного нар. празднества в Белянах, свидетелем и участником к-рого был композитор. «Когда мы возвратились домой, то он сел за фортепьано, и романс «Слышу ли голос твой» был готов...», — сообщает Дубровский. Романс посв. Анне Андриановне Волховской, принимавшей участие в поездке в Беляны (СПБ, год изд. неизв.). Музыка романса отмечена ясной гармоничностью, светлым восприятием жизни.

История создания второго романса не совсем обычна. 28 сент. 1847, в тяжелую для Г. пору его пребывания в Смоленске (осенью и зимой 1847), композитор, по его признанию, «оставшись один в сумерки... почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал «Молитву» без слов для фортепьано...» (см. "Записки", 1953, с. 201). Позже, в кон. 1854 или в нач. 1855, к сочиненной ранее музыке Г. добавил стихи Л.: «В минуту жизни трудную». Характер развития мелодии, использованные Г. приемы ее гармонич. сопровождения выразительно раскрывают психол. содержание стих. Л. «Молитву» для контральто соло, хора и оркестра Г. готовил к концерту певицы Д. М. Леоновой; она была исполнена впервые в Петерб. театральном уч-ще в начале апр. 1855. «...Молитва же, петая г-жей Леоновой с оркестром и хором, произвела на слушателей сильное и глубокое впечатление и отлично прошла с первого раза...», — сообщал автор Н. В. Кукольнику. Партитура «Молитвы», написанная неизв. рукой, с датой: «20 января 1855 года» хранится в архиве Г. (ГПБ, ф. 190, № 8, изд. 1855).

Соч. Записки. Под ред. В. Богданова-Березовского, Л., 1953, с. 201, 205; Лит. произведения и переписка, М., 1973 (по указат. произв. и имен).

Лит.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952, с. 130—131; М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества. Сост. А. Орлова, М., 1952, с. 341, 349; М. И. Глинка в воспоминаниях современников. Сост. А. Орлова, М., 1955, с. 196, 261, 278; Памяти Глинки. 1857—1957. Исследования и материалы, М., 1958 (по указат. имен); Муз. наследство, т. 3, М., 1970, с. 62—64, 193.

А. С. Розанов Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-57) российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. "Патриотическая песня" Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960). ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):