Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - гофман эрнст теодор амадей

Гофман эрнст теодор амадей

гофман эрнст теодор амадей

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Ѓ́ОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1766—1822), нем. писатель-романтик. В России известен с 20-х гг., им увлекались В. Ф. Одоевский, Н. А. Полевой, Н. В. Гоголь, участники кружков А. В. Станкевича и А. И. Герцена. В рус. лит-ре этого времени связь с Г. выражалась не столько в заимствовании конкретных мотивов, сколько в сходной трактовке таких актуальных тем, как роль иск-ва и художника в об-ве, лишенном духовных интересов, враждебная человеку сила денег, жизнь гор.

низов и т.д. Сатирич. фантастика, переплетенная с реальностью, — отличит. признак стиля Г. — развивалась в рус. лит-ре в значит. степени самостоятельно.

Находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом, Л. читал Г. (см. письмо В. Г. Белинского В. П. Боткину от 15 марта 1840 — XI, 496). В лит-ре были попытки установить связь с Г. фантастич. эпизодов в неоконч.

повести «Штосс», герой к-рой, художник Лугин, имеет отдаленное сходство с «артистич. натурами» у Г. Встречается у Г. и мотив оживающего портрета. Указывалось также, что таинств. карточная игра в «Штоссе», а также проигрыш жены в «Тамбовской казначейше», возможно, связаны с новеллой Г. «Счастье игрока» («Spielerglück», 1819), к-рая ввела в лит-ру 19 в.

тему одержимости карточным азартом, сбросив с нее мистич. ореол и обнажив своекорыстные источники страсти. Однако мотив роковой роли карт, как и сочетание обыденности и «чертовщины», появился в рус. лит-ре до Л. (А. С. Пушкин, Гоголь, писатели-романтики). Развивая эти мотивы, а подчас и пародируя их (в «Тамбовской казначейше»), Л. мог перенять и тот гофмановский элемент, к-рый участвовал в их формировании.

Лит.: Семенов (2), с. 385—92; Родзевич (2), с. 103—110; Шувалов (1), с. 325—26; Морозов П., Э. Т. А. Гофман в России, в кн.: Гофман Э. Т. А., Избр. соч., т. 1, М. — П., 1923, с. 39—45; Левит Т., Гофман в рус. лит-ре, в кн.: Гофман Э. Т. А., Собр. соч., т. 6, М., 1930, с. 336—57; Федоров (1), с. 190—92, 222; Федоров (2), с. 283—84; Нейман Б. В., Фантастич.

повесть Л., «Науч. доклады высшей школы. Филологич. науки», 1967, № 2, с. 14—24; Ботникова А. Б., Э. Т. А. Гофман и рус. лит-ра, Воронеж, 1977; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963, p. 186—92; Mersereau J., Lermontov's «Stoss»: hoax or literary credo?, «Slavic review», v. 21, № 2, 1962, p. 282—87; Ingham N. W., E. T. A. Hoffmann's reception in Russia, Würzburg, 1974, p.

251—60; Житомирская З. В., Э. Т. А. Гофман, Библиография рус. переводов и критич. лит-ры, М., 1964.

Р. Ю. Данилевский Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М.

Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман "Эликсир дьявола", 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть "Золотой горшок", 1814; сказки "Крошка Цахес", 1819, "Повелитель блох", 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман "Житейские воззрения Кота Мурра", 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина" (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман ("Крейслериана"), Ж. Оффенбах ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковский ("Щелкунчик"), в 20 в. П. Хиндемит ("Кардильяк"). ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):