Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - наровчатов сергей сергеевич

Наровчатов сергей сергеевич

наровчатов сергей сергеевич
Наровчатов Сергей Сергеевич

НАРОВЧ́́АТОВ Сергей Сергеевич (р. 1919), рус. советский поэт. Поэзия Лермонтова близка Н. романтическим звучанием, пафосом героического лиризма, патриотич. гражданственностью. С Л. связаны ранние детские воспоминания Н.: его дед, «мудрый книгочий», приобщил шестилетнего мальчика к миру лермонт. поэзии (см. Собр. соч., т. 3, 1977, с. 53—54). Н. принадлежит кн. «Лирика Лермонтова. Заметки поэта», в к-рой нашли наиболее полное выражение мысли автора о Л., его месте в истории лит-ры и в жизни Н. Своеобразные этюды посвящены стих. Л. «Ангел», «Парус», «Русалка», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание» и др. Автор вспоминает о менявшемся в разные периоды жизни восприятии лермонт. стихов, в к-рых для него открылись красота мироздания, «непритворность» человеческих чувств. Стих. «Парус», как и «Ангел», свидетельствует Н., «слитое с судьбами всего поколения», «прошло через всю мою жизнь». В самые трагич. и торжеств. фронтовые минуты Н. и его друзья запевали «Парус» на мотив песни «Реве тай стогне Дніпр широкий». В этом стих. «заложен большой и разнообразный смысл, и каждая поросль молодежи берет в нем то, что ей наиболее созвучно» (там же, с. 59). Поэзией «Паруса» освещена маленькая поэма Н. «Последняя строка» («Разговор о далеком веке»).

Предметом особого внимания Н. являются «Бородино» и «Валерик». Со стих. «Бородино» связаны воспоминания автора о войне; в нем Н. подчеркивает глубину патриотич. чувства, не потерявшего своей живой правды, истинную народность, поразительную достоверность зрительных и психол. деталей. Принципы батальной живописи «Бородина» частично преломились в стихах Н. («Здесь мертвецы стеною за живых...», «На церкви древней вязью...» и др.). Еще более заметную роль в творчестве Н. играет лермонт. «Валерик» с его гуманистич. устремленностью, тревожной мыслью, интимностью повествоват. интонаций, жестоким реализмом. О филос. содержании стих. в связи со строками «Я думал: «Жалкий человек...Один враждует он — зачем?»» Н. говорит: «Если наряду с пушкинским можно говорить о лермонтовском начале в нашем искусстве, то оно именно в этом великом «зачем?»» (там же, с. 42).

Н. интересуют линии лит. развития от Л. к Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому — в психол. русле, к Н. А. Некрасову, В. В. Маяковскому и совр. поэтам — в русле гражданств. романтич. поэзии: «Героическая поэзия не боится слов, опошленных не по ее вине бездарными песнопевцами. Лермонтов возвращал этим словам их первоначальное и подлинное звучание. И вслед за ним не пристало их чураться и нам...» (там же, с. 48). Большое место в концепции лермонт. творчества занимают размышления Н. о произв. Л. «Смерть поэта», «Кинжал», «Дума», «Поэт», «Пророк», к-рые позволяют развить идею высокого назначения искусства.

Соч. Лирика Лермонтова. Заметки поэта, 2 изд., М., 1970; Собр. соч., т. 1, М., 1977.

Т. П. Голованова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НАРОВЧАТОВ Сергей Сергеевич (1919-81) русский поэт, Герой Социалистического Труда (1979). Стихи о войне, философско-гражданская лирика: сборники "Костер" (1948), "Полдень" (1969), "Мы входим в жизнь" (1978). Поэма "Василий Буслаев" (1967). Книги "Лирика Лермонтова" (1964), "Необычное литературоведение" (1970). Исторические новеллы. Главный редактор журнала "Новый мир" (с 1974). ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):