Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - рафаэль санти

Рафаэль санти

рафаэль санти
Рафаэль Санти

РАФА́́ЭЛЬ Санти (Raffaello Santi) (1483—1520), итал. живописец. Впервые имя Р. появляется у Л. в стих. «Поэт» (1828); и в др. ранних произв. он прибегает к сравнению с мадоннами Р., желая таким способом подчеркнуть очарование своих героинь или указать на особый характер их красоты, «достойной кисти» великого мастера. Именно так в «Вадиме» описана дочь старого боярина: «...женская, розовая, фантастическая головка, достойная кисти Рафаэля, с детской полусонной, полупечальной, полурадостной, невыразимой улыбкой на устах» (VI, 110). Героиню стих. «Девятый час; уж тёмно...» (1832) Л. также сравнивает с мадонной Р., но прибавляет к этому «портрету» черты, творениям Р. не только не свойственные, но прямо противоположные: «Она была свежа, как розы Леля, / Она была похожа на портрет / Мадонны — и мадонны Рафаэля; / И вряд ли было ей осьмнадцать лет; / Лишь святости черты не выражали. / Глаза огнем неистовым пылали, / И грудь, волнуясь, поцелуй звала» (II, 19).

Упоминается «мадонна» Р. и в др. стих. 1832 «Как луч зари, как розы Леля» (II, 25). В противоположность ранним произв., в поэме «Сказка для детей» (1839—40) сравнение не заменяет описания внешности героини и выражено в негативной форме: «Нет, никогда свинец карандаша / Раф́́аэля, иль кисти Перуджина / Не начертали, пламенем дыша, / Подобный профиль...» (IV, 179).

Существует рис. Л., известный под назв. «Ребенок, тянущийся к матери»; это — перерисовка фрагмента центр. группы картины Р. «Святое семейство» (оригинал в Лувре). Рис. носит учебный характер и выполнен с гравюры во время пребывания в Пансионе, на что указывает подпись Л.: «Dessiné par M. L. L'an 1829» («Рисовал М. Л. в 1829 году»).

Лит.: Врангель; Иванова Т. (2), с. 86—88, 185—86.

Е. А. Ковалевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520) итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Кастильоне", 1514-15). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (Raffaello Santi) 1483, Урбино — 1520, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино; документальные свидетельства об этом отсутствуют. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504—1508 работал во Флоренции. В кон. 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где наряду с Микеланджело занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X. Один из величайших мастеров флорентийско-римского Высокого Возрождения Рафаэль превзошел современников гармоничным складом дарования, способностью соединять в своих работах природную естественность и возвышенную идеальность, достигать органического единства физической и духовной красоты, находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений. Эти особенности дарования Рафаэля проявились уже в его ранних, написанных до переезда во Флоренцию работах (Распятие с Мадонной, Иоанном Крестителем, св. Магдалиной и св. Иеронимом, до 1503, Лондон, Нац. галерея; Коронование Мадонны, ок. 1503, Ватикан, Пинакотека; Мадонна Констабиле, ок. 1502—1503, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Мадонна Солли, ок....
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):