Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - рифма

Рифма

рифма
Рифма

Р́́ИФМА, см. Стихосложение.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РИФМА (от греч. rhythmos складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия точные (белый смелый), приблизительные (белым смелом), неточные (я меня, пламя память, неведомо следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  РИФМА звуковой повтор в конце ритмической единицы:«Мой дядя самых честных пр|авил,Когда не в шутку за|немог,Он уважать себя заст|авилИ лучше выдумать | не мог» (Пушкин).Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами, которые подчеркивают ритмическую законченность каждой строки; в этом ритмическое значение Р., она является звуковым сигналом, отмечающим членение данного ритмического движения на определенные единицы. Этим рифма и отличается от обычного звукового повтора, к-рый не связан с ритмом, а если иногда и связан, то эпизодически, а не с той закономерной последовательностью, к-рую дает Р. Благодаря этому повтор и не выполняет той ритмической функции, к-рая присуща Р. Отсюда неправильно рассматривать Р. как простой звуковой повтор, как это делал например Корш («рифма есть украшение чисто звуковое»), и столь же неправильно рассматривать звуковой повтор как «внутреннюю Р.»: ибо рифма является звуковым обозначением законченности ритморяда.Необходимо отметить, что Р. не является единственным признаком законченности ритморяда; благодаря наличию сильной паузы, конечного ударения и клаузулы...
Литературная энциклопедия
3.
  (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: "Поэзия // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды" это конечные созвучия стихов: труды руды, радия ради). По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула). Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему по-своему, где вы девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый смелый, Евгений гений), приблизительная (белый мелом; ветер светел), неточная (я меня, пламя память, неведомо следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда винограда; труды руды) и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер метил). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные....
Словарь литературоведческих терминов
4.
  РИФМА (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие> концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения (на 1-, 2-, 3-, 4-м,... слоге от конца) мужские, женские, дактилические, гипердактилические; по точности созвучия точные ("белый смелый"), приблизительные ("белым смелом"), неточные ("я меня", "пламя память", "неведомо следом"). По совпадению предударных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк> смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (например, тернарные, aabccb), двойные, тройные и т.д. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):