Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - рубинштейн антон григорьевич

Рубинштейн антон григорьевич

рубинштейн антон григорьевич
Рубинштейн Антон Григорьевич

РУБИНШТ́́ЕЙН Антон Григорьевич (1829—94), рус. пианист и композитор. Значит. место в его творчестве занимали произв. на лермонт. темы: оперы «Месть» (1852; по мотивам поэмы Л. «Хаджи Абрек»), «Демон» (1871; клавир, СПБ, 1876) и «Купец Калашников» (1877—79; клавир, М., 1879). Говоря об опере «Месть», Р. в письме из Петербурга 12 (24) янв. 1853 к К. Х. Рубинштейн подчеркивал, что она «трагическая». Предполагавшаяся постановка ее на сцене Михайловского дворца (ныне Русский музей в Ленинграде) не состоялась. Впоследствии рукопись была утеряна; издана только песня Зулимы («Лейте обильнее сок благодатный»).

Наиболее значит. произв. Р. — опера «Демон». Законченная в 1871 опера была поставлена 13(25) янв. 1875 в бенефис И. А. Мельникова на сцене Петерб. Мариинского театра. Преодолевая недостатки либретто (П. А. Висковатый), Р. стремился воплотить сложный и противоречивый образ Демона, подчеркивал и его «с небом гордую вражду», и одиночество, и обреченность. Э. Направник писал об опере «Демон»: «Соединение имен Лермонтова и Рубинштейна сделало оперу чрезвычайно популярной. Использование кавказских народных и восточных мотивов...создало много талантливой музыки и содействовало большому распространению оперы». Яркий колорит кавк. танцев (балетмейстер М. И. Петипа) восхищал Ц. А. Кюи. Опера уже столетие не сходит с оперной сцены многих стран мира. Выдающимся исполнителем партии Демона был Ф.И. Шаляпин. В 1876 вышли также отд. изд.: Песня девушек («Ходим мы к Арагве светлой»), романс князя Синодала, Пляска женщин, Лезгинка, романсы Демона «Не плачь, дитя...», «На воздушном океане...». В 1879 вышли отдельно изд. фрагменты из оперы «Купец Калашников»: Сказка Никитки, Вторая песнь Никитки, Ария Кирибеевича, Пляска скоморохов и плясунов и др. (об операх Р. см. также Опера в ст. Музыка).

Лирика Л. нашла глубокое и всестороннее отражение в вокальном творчестве Р. Им написаны романсы: «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»; М., 1844), «Кинжал» (СПБ, 1849), «Парус» (М., 1849), «Тучки небесные» (СПБ, 1849), «Утес» (СПБ, 1849), «Слышу ли голос твой» (в кн.: Муз. сб. в память А. Е. Варламова, СПБ, 1851), «Ангел» (СПБ, 1852), популярный дуэт «Горные вершины» (СПБ, 1852), «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»; Лейпциг, 1868; СПБ, 1879), «Она поет — и звуки тают» (СПБ, 1879), а также «Русалка» (СПБ, 1861) — кантата для соло, женского хора и оркестра. Особой любовью слушателей пользовался романс «Желанье» («Отворите мне темницу», 1850; изд. СПБ, 1857), впервые исполненный 12 марта 1851 певицей М.В. Шиловской.

Лит.: Рубинштейн А. Г., Избр. письма, М., 1954, с. 31—32; [Кюи Ц. А.], Музыкальные заметки. «Демон», фантастическая опера А. Г. Рубинштейна, «СПБ ведомости», 1875, 21 янв.; Ларош, Музыкальные очерки, «Голос», 1875, № 285; Фаминцын А., «Демон», фантастич. опера в трех действиях А. Г. Рубинштейна, «Пчела», 1875, № 5; Галлер К., «Купец Калашников», опера А. Г. Рубинштейна, «Молва», 1880, 26 февр., № 57; Висковатый П. А., Мое знакомство с А. Г. Рубинштейном, «РВ», 1896, апр.; Рубинштейн А. Г., По поводу 100-го представления оперы «Демон» (неизд. заметка...), «Рус. муз. газета», 1910, № 1; Страхов Е., Как понимать образы Демона Л. и Рубинштейна и нек-рые общие замечания о поэме, опере и ее либретто, ч. 1—2, [М., 1909]; Мамуна Н. В., Мануйлов В. А., «Демон», Музыка А. Рубинштейна, [Л.], 1935; Васина-Гроссман В. А., Рус. классич. романс XIX века, М., 1956, с. 260—61; Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, с. 634—35; т. 2, М., 1958, с. 50—59, 127—30, 271—73, 285—97, 304—06; Висковатый П. А., «Демон» А. Г. Рубинштейна, М., 1958 (Оперные либретто); Направник Э. Ф., Автобиографич., творческие материалы, документы, письма, Л., 1959 (см. по указат.); Сб. Ставроп., с. 212—35; Шейн С., "Демон" А. Г. Рубинштейна, 2 изд., М., 1961; Баренбойм Л. А., А. Г. Рубинштейн, т. 1—2, Л., 1957, 1962 (см. по указат.); Шебуев Г., «Купец Калашников», «Театр», 1960, № 5; Гозенпуд А., Оперный словарь, М. — Л., 1965, с. 116—20, 220—21; его же, Рус. оперный театр XIX в. 1873—1889, Л., 1973, с. 125—33; Энгель Ю. Д., Глазами современника, М., 1971, с. 125—30; Язвинская Е. Р., К сценич. истории оперы А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников», в сб.: Памятники культуры. Ежегодник. 1979, Л., 1980.

Л. И. Морозова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (1829-94) российский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат Н. Г. Рубинштейна. Основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, Санкт-Петербург; ее профессор и директор). Оперы "Демон" (1871), "Нерон" (1876), фортепианные произведения, "Персидские песни" и др. В 1890-1910 проводился Международный конкурс пианистов и композиторов имени Рубинштейна (каждые 5 лет). ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):