Поиск в словарях
Искать во всех

Лермонтовская энциклопедия - серов валентин александрович

Серов валентин александрович

серов валентин александрович

Серов Валентин Александрович

СЕР́́ОВ Валентин Александрович (1865—1911), рус. художник. По свидетельству Е. Г. Мамонтовой (неизд. письмо, ноябрь — дек. 1884; ЦГАЛИ), первым рис. С. на лермонт. тему была «Морская царевна» (др. сведений об этой работе не обнаружено). В 1890—91 С. принял участие в изд. соч. Л. (Кушнерев): 5 илл. во 2-м томе — одна к поэме «Демон» («Не плачь, дитя...») и по две к повестям «Бэла» и «Княжна Мери».

Сохранились оригиналы еще четырех незавершенных илл. С. к «Демону»: «Пляска Тамары» (цветная акв.; ГМИИ), «Демон у стен монастыря» (черная акв., белила; Музей ИРЛИ; вариант — Музей Л. в Пятигорске) и «Несется конь...» (эскиз, Музей Л. в Пятигорске); все — не воспроизв. Демону в изображении С. недостает загадочности и нечеловеч. мощи, подчеркнутых в поэме.

Гораздо ближе реалистич. дарованию С. оказался образ Тамары (для к-рой позировала знакомая художника А. Я. Симонович). В илл. к «Княжне Мери» — «Переезд через Подкумок» (местонахождение оригинала неизв.) и «Прощание Печорина с княжной Мери» (черная акв.; ГТГ) — мало убедителен образ Печорина. Удачнее илл. к «Бэле» — «Первое знакомство Печорина с Бэлой» (черная акв.

, белила; ГРМ), отмеченная смелостью композиции, непринужденностью группировки персонажей; 2-я илл. — «Бэла — пленница Печорина» (черная акв., белила; Музей Л. в Пятигорске). И. Грабарь ошибочно называет еще одну илл., якобы связанную с Л. (воспроизв. в указ. работе, с. 82); на самом деле это илл. к повести В. И. Немировича-Данченко «Соколиные гнезда» (отд.

изд. 1897).

С. остался недоволен своими илл. к Л.; впоследствии он называл их «грехами юности». Однако лучшие его акв. прочно вошли в осн. фонд илл. к Л.

Лит.: Пепо (Н. П. Полевой), Первая попытка иллюстрировать Л., «ИВ», 1891, № 11; Васильев С. (Флеров), Наши иллюстраторы, «РО», 1892, т. 4, с. 133—34; Грабарь И. Э., В. А. Серов. Жизнь и творчество, [М.

, 1913], с. 82—83, 105—06, 108; Лебедев Г. Е., Рус. книжная илл. XIX в., М., 1952, с. 62—63; Симонович-Ефимова Н. Я., Воспоминания о В. А. Серове, Л., 1964, с. 70—72, 166 (примеч. 74, 76—78); Копшицер М. И., В. Серов, М., 1967, с. 128—30; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1, Л., 1971, с. 362, 701, 708—11 (примеч. 16).

Е. А. Ковалевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР.

Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (1865-1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода ("Девочка с персиками", 1887, "Девушка, освещённая солнцем", 1888, оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры, интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленные модели Серова артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И....
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):