Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - акромонограмма

Акромонограмма

акромонограмма
АКРОМОНОГРА´ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. Это явление повторов встречается в поэзии всех времен и народов. В русской поэзии различаются три вида А.: 1) слоговая А., когда последние слоги стиха или группа звуков повторяются на стыке двух смежных строк:

Но когда коварны очи

Очаруют вдруг тебя.

(А. Пушкин)

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

(Он же)

Ее невольно обнял тайный страх,

Стряхнув с себя росу, она пустилась...

(М. Лермонтов)

Я помню, вся в цветах, исполнена печали,

К плечу слегка твоя склонилась голова.

(А. Фет)

У матросов, несмотря на пору

И порывы ветра с пустыря,

На дворе казармы — шум и споры

Этой темной ночью ноября.

(Б. Пастернак)

2) Лексическая А., когда слово или ряд слов, стоящих в конце строки, повторяясь, начинают следующую строку. Эта форма А. очень популярна в народной поэзии:

Уж ты, степь, моя степь, степь Моздоцкая!

Широко ли ты, далеко ты, степь, протянулася?

Протянулася ты, степь, вплоть до Царицына!

Уж и чем же ты, степь, ты изукрашена?

Изукрашена ты, степь, лесами, болотами,

Да еще же ты, степь, большою дорогою...

Калинку с малиною вода подняла:

На ту пору матушка меня родила,

Не собравшись с разумом, замуж отдала,

Замуж отдала за неровнюшку,

За неровнюшку, в чужу сторону,

Во чужу сторонушку, во лиху семью.

Не менее популярна лексическая А. в стихах русских поэтов:

Сидел я под кленом и думал,

И думал о прежних годах.

(А. К. Толстой)

Скользят стрижи в лазури неба чистой;

В лазури неба чистой горит закат, —

В вечерний час как нежен луч росистый!

Как нежен луч росистый, и пруд, и сад!

(К. Бальмонт)О, весна, без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

(А. Блок)

И так начинается песня о ветре,

О ветре, обутом в солдатские гетры,

О гетрах, идущих дорогой войны,

О войнах, которым стихи не нужны.

(В. Луговской)

Одна была доля — бесплодное поле

Бесплодное поле да тощая рожь.

(М. Исаковский)

3) Рифменная А., встречается в поэзии редко; она заключается в смежной рифмовке слов, находящихся на стыке двух строк:

Реет тень голубая, объята

Ароматом нескошенных трав;

Но упав на зеленую землю,

Я объемлю глазами простор.

Звездный хор мне поет...

(В. Брюсов)

Эти лексико-композиционные приемы носят также название анадипло´сис; в советской поэтике они иногда называются: стык (термин О. Брика) или подхват (термин Г. Шенгели).Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины