Поиск в словарях
Искать во всех

Русская энциклопедия - софия

София

софия
в сознании человека Святой Руси одно из основополагающих понятий Бытия, воплощение «Премудрости Божией», одухотворяющей все сущее, придающее ему высший смысл и порядок. Три главных русских собора XI в. — в Киеве, Новгороде и Полоцке — были посвящены Софии.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация" .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СОФИЯ (греч. sophia мастерство знание, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; "знание о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве олицетворенная мудрость бога. Представление о Софии как "премудрости божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; три главные русские церкви 11 в. посвящены Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19-20 вв. учение о Софии развивали В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  СОФИЯ (греческое sophia мастерство, знание>, мудрость), понятие-мифологема античной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; знание> "о сущности", о "причинах и источниках" (Аристотель>). В иудаизме и христианстве олицетворенная мудрость Бога. Представление о Софии как "Премудрости Божией" получило особое развитие> в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; 3 главных русских церкви 11 в. посвящены Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19 20 вв. учение о Софии развивали В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков>, П.А. Флоренский. ...
Современная энциклопедия
3.
  столица Болгарии. Живописно расположена у подножия горного массива Витоша. В I в. н. э. древнеримское поселение Сердика. С 809 называется Средец, с конца XIV в. София (по названию церкви св. Софии, V-VI вв.). В средневековый период и новое время крупный экономический и культурный центр. Интенсивно разрасталась с конца XIX в. Сочетает радиально-кольцевую (в центре) и прямоугольную планировку. Среди построек преобладают парадные здания в духе эклектизма (Народный театр имени И. Вазова, 1907) и национальной романтики (Синодальная палата, 1908, архитектор П. Момчилов), в неовизантийском стиле (храм-памятник Александра Невского, 1904-12, архитектор А. Н. Померанцев) и в духе функционализма (работы архитектора Г. Овчарова). По генерельным планам 1945 (архитекторы Л. Тонев и др.) и 1961 сооружены: ансамбль центра с системой площадей, неоклассицистическими зданиями и строгим по формам мавзолеем Г. Димитрова (1949, архитекторы Г. Овчаров, Р. Рибаров), спорткомплекс "Универсиада" (1961), многочисленные современные общественные здания (Дворец культуры "София". 1981, архитектор А. Баров; Дом-памятник партии, 1981, архитекторы Г. Стоилов, и др.), свободные по планировке...
Художественная энциклопедия
4.
  София София☼ Премудрость (греч. «мастерство», «знание», «мудрость», евр. hokma), в иудаистических и христианских религиозных представлениях олицетворенная мудрость Божества. Термин «С», возникший в Древней Греции, употреблялся там как отвлеченное, умозрительное понятие, хотя первоначально у Гомера (Нот. И. XV 411-412) он встречается в комбинации с именем богини Афины применительно к делу строительства и упорядочения, художества и рукомесла. Сама Афина имеет много общего с последующей С; и все же если мифологема греческой Афины как богини мудрости (но без приложения к ней термина «С») есть олицетворение мудрости, то мудрость в греческой мифологии не есть лицо. Иначе в ветхозаветной традиции, где понятие Премудрости — в силу самой специфики иудаистической мифологии — приобретает личностный облик: Самораскрытие Бога в мире должно было принимать характер «лица» (или «как бы лица») — как второго и подчиненного «Я» Бога. Позднебиблейская дидактическая литература (книга «Премудрость Соломона», «Книга притчей Соломоновых», «Премудрость Иисуса сына Сирахова») дает образ «Премудрости Божией», описанной как личное,...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины