Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - альберто моравиа - равнодушные

Альберто моравиа - равнодушные

альберто моравиа - равнодушные
Италия, двадцатые годы XX в.Три дня из жизни пятерых людей: немолодой дамы, Мариаграции, хозяйки приходящей в упадок виллы,

её детей, Микеле и Карлы, Лео, давнего любовника Мариаграции, Лизы, её приятельницы. Разговоры,

свидания, мысли…Из всех пятерых один Лео доволен жизнью и говорит, что, доведись ему снова родиться на свет, онхотел бы быть «точно таким же и носить то же имя — Лео Мерумечи». Лео чужды раскаяние, тоска,

угрызения совести, недовольство собой. Единственное его желание — получать удовольствие отжизни. Юность Карлы возбуждает в нем необузданную похоть, которую он, не задумываясь, готовудовлетворить чуть не на глазах у бывшей любовницы в её собственном доме. Тут ему, Правда, не везет:

стараясь подстегнуть чувственность Карлы и придать ей смелости, он так усердно накачивает еёшампанским, что в решающий момент бедняжку просто-напросто начинает тошнить. И он тут же бросаетсяк Лизе, еще одной бывшей любовнице, а когда та отвергает его домогательства, пытается овладеть еюсилой. Мариаграцию этот самодовольный пошляк, сыплющий плоскими остротами и поучениями, почтипрезирает, даже к Карле, которую так настойчиво соблазняет, не испытывает ни любви, ни нежности. Вдовершение ко всему Лео Мерумечи нечист на руку — он ведет дела Мариаграции и без зазрениясовести обкрадывает её семью.Мариаграция изнывает от ревности, она чувствует, что Лео давно не испытывает к ней прежнихчувств, но не видит истинной причины охлаждения — его увлечения Карлой. В её жизни нет ничего,

кроме отношений с любовником, — ни интересов, ни обязанностей. Она то и дело устраивает глупейшиесцены ревности, не стесняясь детей, давным-давно осведомленных о том, что Лео — нечто большее, чемдруг дома. Самое удивительное в этой женщине — её абсолютная слепота. Она словно отказываетсявоспринимать реальность, не видит того, что дети стали чужими, закрывает глаза на грубость ижестокость Лео, умудряется по-прежнему считать себя обольстительной красавицей, а Лео «самымдобрым человеком на свете». Ее ревность направлена на Лизу, и никакие уверения подруги не в силахни в чем её убедить. И все-таки в убогом душевном мире Мариаграции, в безвкусном сочетании глупостис сентиментальностью, есть место непосредственности и порывистости, а её «дряблое доверчивоесердце» способно на некое подобие любви и страдания.Карла тяготится бессмысленностью существования и хотела бы «любой ценой изменить жизнь», дажеценой связи с любовником матери, который, в сущности, ей безразличен и даже порой отвратителен. Вотличие от матери она не питает никаких иллюзий относительно Лео, но жизнь в родительском доме,

где «привычка и скука вечно сидят в засаде», угнетает её. Она страдает от того, что каждый деньвидит одно и то же и в жизни ничего не меняется. Мать и брат ей тоже безразличны — единственныйраз, когда мать пытается искать у нее утешения, Карла испытывает лишь неловкость. Ей, правда,

присущи некоторые душевные сомнения относительно возможной связи с Лео, но не потому, что онаотнимает у матери любимую игрушку, а из-за собственной нерешительности и безволия. Но ведь другогоспособа «начать новую жизнь» она не знает, как не знает и того, какой должна быть эта жизнь. Вголове Карлы возникают заманчивые видения, ведь Лео может дать ей очень многое: автомобиль,

драгоценности, путешествия, и все же не этим вызвано её решение отдаться ему. В действительностиона просто уступает его нажиму. Но в её душе живет смутная потребность в любви, и, когда во времяпервого свидания с Лео в его доме возникает недоразумение, связанное с запиской того же Лео, Карланевольно преподносит ему историю о вымышленном возлюбленном, который один любит и понимает её. Асамо свидание рождает в девушке двойственные ощущения: природная чувственность берет свое, ноКарла не получает от любовника ни нежности, ни утешения. После ночного приступа смятения и жалостик себе наступает утро, страхи исчезают, трезво оценивая случившееся, Карла с некоторымразочарованием понимает, какой будет на самом деле её новая жизнь. Но дорога проложена, Карла нехочет «копаться в своих и чужих чувствах» и принимает вынужденное предложение Лео выйти за негозамуж, так и не сказав ни о чем матери.Только Микеле ясно отдает себе отчет в том, что жизнь, которой живут все вокруг него, — ложь,

«постыдная комедия». Он все время думает о том, что этот мир принадлежит таким, как его мать и Лиза,

с их смехотворными претензиями, да еще самоуверенным негодяям вроде Лео. Этот юноша, на котороговремя наложило неизгладимый отпечаток, несчастен и одинок еще более, чем другие, потому чтоосознает свою ущербность. Его чувства и мысли меняются семь раз на дню — то ему кажется, что онстремится к другой, честной и чистой жизни, то жаждет мирских благ и проигрывает в воображениимомент, когда он продает свою сестру Лео (не зная того, что Карла уже стала его любовницей).

Склонный к самоанализу, Микеле знает, что он порочен и что главный его порок — равнодушие,

отсутствие искренних чувств. Ему противны окружающие, но даже им он завидует, потому что они живутреальной жизнью, испытывают реальные чувства. Это любовь, ненависть, гнев, жалость; конечно,

подобные чувства ему известны, но испытывать их он не способен. Он понимает, что должен был бывозненавидеть Лео, любить Лизу (которой вдруг пришла в голову слащаво-сентиментальная идея любвик чистому юноше), «испытывать отвращение и сострадание к матери и нежность к Карле», но остаетсябезразличным, несмотря на все свои усилия «воспылать». Любой поступок Микеле диктуется непорывом, непосредственным чувством, а умозрительным представлением о том, как поступил бы на егоместе другой, более искренний, полноценный человек. Именно поэтому его действия так нелепы, что онстановится смешным. Изображая возмущение, он бросает пепельницу в Лео, но делает это так вяло, чтопопадает в плечо матери, после чего разы грывается очередная фарсовая сцена. Он вовсе не влюблен вперезрелую Лизу, но зачем-то собирается к ней на свидание. На этом свидании Лиза сообщает емуновость, которая должна была бы пробить броню его равнодушия, — об отношениях Лео с Карлой. Иснова — ни гнева, ни отвращения. Даже этот удар не выводит его из душевного оцепенения. И тогдаМикеле, в основном только для того, чтобы убедить Лизу, которая не верит плохо разыгранной сценегнева оскорбленного брата, покупает пистолет, идет к Лео (по дороге рисуя в воображении довольноромантическую картину судебного процесса и одновременно надеясь, что Лео не окажется дома) истреляет в него, забыв, однако, зарядить пистолет. Взбешенный Лео едва не выталкивает его взашейсамым унизительным образом, но тут из спальни появляется Карла. Брат и сестра, должно быть, впервыев жизни говорят как близкие люди, а Лео, для которого их намерение продать виллу, чтобы начатьновую жизнь, означает катастрофу, приходится сделать Карле предложение. Микеле просит сеструотвергнуть Лео, потому что этот брак означал бы воплощение его постыдных грез о продаже сестры, нопонимает, что и тут проиграл: Карла считает, что это лучшее, на что она может рассчитывать. ПередМикеле остается один путь, по которому идут Мариаграция, Лиза, Лео, Карла и большинство людей,

которые его окружают, — путь лжи, безверия и равнодушия.

См. также:

Андрей Платонов Чевенгур, Натали Саррот Золотые Плоды, Василь Быков Обелиск, Даниэль Дефо Роксана, Торнтон Уайлдер Мост Короля Людовика Святого, Эдуардо Де Филиппо Неаполь — Город Миллионеров

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
842
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658