Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - аристофан - всадники

Аристофан - всадники

аристофан - всадники
Всадники — это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие —те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имелиза городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирнымзамкнутым сельскохозяйственным государством.Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Онивыступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянныхлошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическуюжизнь. Хозяин государства — старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а егообхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее. На сценеих четверо: двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник

(настоящее имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумалсам).Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящиеафинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноименным знаменитым оратором, которыйжил на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанскоевойско, но разбить и захватить в плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этимдля заключения выгодного мира. А противник их Клеон (он и вправду былремесленником-кожевником) требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда врагиКлеона предложили ему самому принять командование — в надежде, что он, никогдане воевавший, потерпит поражение и сойдет со сцены. Но случилась неожиданность: Клеонодержал при Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от негов политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеономи обличать его, тому сразу напоминали: «А Пилос? а Пилос?» — и приходилосьумолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот «Пилос»,

чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу,

а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.Итак, на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два егораба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их оттерновый раб, негодяй кожевник. Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватилее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомыекусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях! Война — время тревожное,

суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали) старинные темные пророчестваи толковали их применительно к нынешним обстоятельствам. Пока кожевник спит, украдему него из-под подушки самое главное пророчество! Украли; там написано: «Худшеепобеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже егокожевник, а хуже его колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывалиу власти; теперь стоит кожевник; надо искать колбасника.Вот и колбасник с мясным лотком. «Ты ученый?» — «Толькоколотушками». — «Чему учился?» — «Красть и отпираться». — «Чемживешь?» — «И передом, и задом, и колбасами». — «О, спаситель наш!Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми быть правителем? Вертеть Советом, оратьв собрании, пить и блудить на казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другойна Африке?» — «Да я низкого рода!» — «Тем лучше!» —«Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что надоделать?» — «То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче подсаливай,

польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» —«Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуяКлеона-кожевника. «Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество — твое!»Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. «Ты кожевник, ты мошенник,

все твои подметки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил однимглотком!» — «Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Самколбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся,

все равно перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцови нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинителикомедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всехстаринных комедиях.Но это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходитстарый Народ: кто из соперников больше его любит? «Если я тебя не люблю, пусть меняраскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» —кричит колбасник. «Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» — «Чтобыты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» — «Вспомни,

Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он мутилводу, чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» —«А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» —«У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целыйсарай!» Один за другим читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленныхслов — и один за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользусебе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когдакончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыминеожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья: «Есть, кромеПилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции действительно было три городапод таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на слово «Пилос».

И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этотКлеонов «Пилос» без веселого хохота. «Вот тебе, Народ, от меня похлебка!» —«А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от менявино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньгинесут, поживиться можно!» — «Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасникподхватывает его жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себяподносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никияи Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднесшему!» —провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советникомНарода. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношениетакого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех —под собственными именами.Развязка — сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котелс зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за сценою и колбасникбросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и цветущим. Онишествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житьсяхорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то),

а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирнои сытно.

См. также:

Дино Буццати Татарская Пустыня, Другой Автор Повесть Временных Лет, Василь Быков Пойти И Не Вернуться, Астафьев Вп Васюткино Озеро, Пер Лагерквист Улыбка Вечности, А С Пушкин Повести Белкина

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
842
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658