Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - джон стейнбек - жемчужина

Джон стейнбек - жемчужина

джон стейнбек - жемчужина
Действие развертывается в маленьком поселке на берегу Залива в мексиканской частиКалифорнии. Главный герой, Кино, бедный ловец жемчуга, просыпается в своей скромнойтростниковой хижине; рядом с ним его жена Хуана и малыш Койотито, спящий в ящике,

подвешенном к потолку. Покормив ребенка, Хуана снова укладывает его в ящик. В этот момент,

к ужасу родителей, скорпион, спустившись по веревке, жалит мальчика. Кино успевает схватитьи раздавить скорпиона, но яд уже проник в тело ребенка. Хуана пытается высосать яд.

На крик ребенка сбегаются соседи: укус скорпиона очень опасен, и Кино несет мальчикак красивому дому, где живет белый доктор. Этот «разжиревший, обленившийся человек»

принадлежит к расе, которая «почти четыре века избивала, морила голодом, и грабила,

и презирала соплеменников Кино». Узнав от слуги о приходе Кино, доктор говорит, чтоне желает лечить «каких-то индейцев» от укусов насекомых. У Кино к тому же нетденег оплатить прием у врача, и слуга сообщает ему, что доктора нет дома. Испытав чувствостыда, униженный Кино возвращается в свою хижину.В это утро Кино вместе с Хуаной выходит на берег Залива, чтобы начать ловлю жемчуга.

Он садится в лодку, взяв корзину, к которой привязана веревка; другой ее конец привязанк камню. Это и есть его примитивное, но надежное орудие лова. Он направляетсяк жемчужной балке. Там на «каменистом дне, усеянном разломанными открытыми раковинами,

фестончатые жемчужницы. Это была та самая банка, которая в прошлые века вознесла короляИспании на первое место в Европе, банка, которая давала ему деньги на ведение войни одела богатыми ризами не одну церковь за упокой его души». Кино начинает лов:

«молодость и гордость» позволяют ему находиться под водой больше двух минут.

Он работает не спеша, выбирая самые крупные раковины. Как и другие представители своегонарода, он любит петь песни. Сегодня он поет Песнь подводного мира. Он привык любоватьсяего причудливой красотой. Поет в честь жемчужины, в честь той самой красивой, что вдругнайдется. И здесь ему удивительно везет. Он видит большую раковину, которая лежит одна, безсородичей. Интуитивно он чувствует, что она содержит нечто особое. Он отрывает раковинуот ложа и поднимается на поверхность. Долго не решается он открыть эту раковину.

Наконец он вскрывает ее ножом. Перед ним огромная жемчужина, не уступающаяв совершенстве самой луне. «Она вбирала в себя свет и словно очищала его и отдаваласеребристым излучением. Она была большая — с яйцо морской чайки. Она была самая большаяв мире».У Хуаны от радости перехватывает дыхание. Переведя взгляд на Койотито, она замечает, чтоотек у сына спадает, что его тельце побороло яд. Исполненный счастья, Кино испускаетрадостный клич.Между тем поселок, уподобленный живому организму, живет своей жизнью. Не успели Кино, Хуанаи другие ловцы добрести до тростниковых хижин, как «нервы города напряглисьи завибрировали, принимая поразительную весть: «Кино выловил Жемчужину — самую большуюв мире». Известие о том, что Кино сказочно разбогател, немедленно меняет к немуотношение. Каждый думает о том, какую выгоду он может из этого извлечь.Кино же предается мечтаниям, на что он употребит свое богатство: он обвенчаетсяс Ху-аной в церкви, купит Койотито новенький матросский костюмчик, увидит его сидящимза партой. В конце концов, главное для него, неграмотного, подавленного нуждой и гнетоминдейца, — дать сыну образование, чтобы он мог «читать и писать». А к немув бедную хижину уже спешит местный священник и просит отчислить деньги на церковь. Белыйдоктор тоже является: он готов лечить Койотито и дает ему лекарство, от которого малышустановится лишь хуже. Во время второго визита он вливает ему в рот какого-то снадобья,

после чего дело идет на поправку. Тем самым он демонстрирует свою целительную силу, надеясьполучить хорошее вознаграждение. Теперь Кино надо продать жемчужину, чтобы рассчитатьсяс доктором.С раннего утра он отправляется с этой целью в Ла-Пас, близлежащий город, к которомупримыкает поселок ловцов жемчуга. И это событие становится всеобщим достоянием: всес жадное-, тью следят за ним. Теперь Кино предстоит столкнуться со скупщиками,

действующими сообща, как «единый однорукий скупщик», цель которого обмануть, максимальносбить цену, получить как можно больше прибыли. Одну за другой обходит Кино их конторы, где емупредлагают совсем малую цену за его сокровище и к тому же пытаются доказать, чтожемчужина не столь совершенна.И Кино и Хуана чувствуют, как вокруг них начинает сгущаться атмосфера напряженности; онисловно вступили в новую, неизведанную полосу существования, совсем для них непривычную.

Начинается целенаправленная охота за их жемчужиной. Ночью в хижине Кино ощущает рядомс собой чье-то легкое движение. Кто-то проник в его жилище. Хуана видит на лице мужа рану.

Кто это сделал, неизвестно. Хуана говорит мужу, что ей страшно, что жемчужина—

«недобрая», что ее нужно уничтожить, пока она не уничтожила их самих, предлагаетбросить ее в море. Но Кино решительно возражает. «Я не сдамся, —

настаивает он. — Я одолею. Мы не упустим своего счастья». Завтра с первымилучами солнца они двинутся в путь.Они снова ложатся спать. Тогда Хуана решает одна идти к берегу и выбросить жемчужинув море. Заметив это, Кино устремляется вслед за ней, охваченный злобой. В это время какие-толюди, спрятавшиеся в тростнике, бросаются на него, начинают его обыскивать. В схваткес нападавшими Кино убивает ножом одного из них. Другие убегают. Но жемчужинуим не удалось отнять. Подбежавшая Хуана нашла ее, выпавшую из рук Кино, на тропинке.

Кино велит ей скорее бежать в хижину, захватить Койотито и немножко кукурузы, чтобына лодке спастись от врагов. Но выясняется, что в лодке, хорошо просмоленной, егоглавном богатстве, пробито дно-Враги и здесь постарались принести ему непоправимый ущерб.

Он спешит домой и видит, что его хижина охвачена пламенем. С женой и ребенком Кинопрячется в хижине Хуана Томаса. Весь поселок бурлит, обсуждая пожар и исчезновение семьиКино.Ночью с женой и малышом он тайно покидает поселок. Охваченные страхом, заметая следы,

сквозь ветер, прикрыв лица, они движутся быстрым шагом. Никто их не видит. У Хуаныза плечами мешочек со скудной пищей, на руках Койотито. Наконец они вступаютв безлюдную, пустынную местность, начинают подниматься в горы. И тут Кино замечает вдалилюдей: двоих пеших и всадника. Это их преследователи: горцы-ищейки по самым мельчайшимприметам способны обнаружить, как и куда движется человек. Охваченные страхом, беглецыпродолжают путь. Но и преследователи уверенно движутся по следу. Солнце начинает касатьсязубцов гранитных гор, и Кино направляется к расселине, где под скалой ручеек образовалнебольшой бочажок. Измученные жаждой, Кино и Хуана наконец утоляют ее, а мать умываетмалыша. Уложив Койотито, Кино с высоты наблюдает, как преследователи достигли бочажка, оставивлошадь где-то внизу, и остановились на ночлег. Двое следопытов ложатся спать, третийс винтовкой сторожит. Кино решает расправиться с ними. Неслышно спускаетсяон с вершины, вооружившись ножом. В этот момент начинает плакать Койотито. Двое следопытовначинают это обсуждать. Они думают, что это завывание койота, и решают его «успокоить».

И в тот самый момент, когда один из следопытов стреляет в направлении пещеры, Киностремительно бросается на него, его нож вонзается врагу в шею. И в этот момент наверхуиз пещеры раздается душераздирающий крик Хуаны. Убит маленький КойотитоВсе в Ла-Пасе помнят их возвращение. Они идут охваченные горем, судорожным шагом, словноискусно сделанные деревянные куклы, идут в свой поселок, к черному квадрату, который когда-тобыл их жилищем. Затем направляются к Заливу. Они ни на кого не смотрят, даже на своюпробитую лодку. Кино держит в руке жемчужину. Она своеобразное зеркало происходящего. Многоев ней отражается. И сама она меняется. Ее поверхность — серая, бугристая. Она —

страшная, как злокачественная опухоль. За спиной Кино стоит Хуана, держа в руке свой страшныйузелок с тельцем мертвого сына. И Кино швыряет жемчужину в море. Долго стоят рядом Кинои Хуана, не сводят глаз с того места, где исчезла жемчужина.Заключительные строки повести таковы: «...Жемчужина коснулась прекрасной зеленой водыи пошла ко дну. Покачивающиеся водоросли звали, манили ее к себе. На ней игралипрекрасные зеленые блики. Она коснулась песчаного дна. Вода на поверхности моря была какзеленое зеркало. А жемчужина лежала на дне, среди перистых, похожих на папоротникрастений. Краб, скользнувший мимо нее, поднял за собой легкое облачко песка, и, когда онорассеялось, жемчужина исчезла. И Песнь жемчужины сначала перешла в невнятный шепот,

а потом умолкла совсем».

См. также:

Виктор Астафьев Прокляты И Убиты, Другой Автор Повесть Временных Лет, Василь Быков Пойти И Не Вернуться, Максим Горький Коновалов, Паустовскийкг Кот Ворюга, Ридтм Белый Вождь

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1356
2
1275
3
1272
4
1222
5
1200
6
1135
7
1135
8
1004
9
854
10
844
11
824
12
821
13
805
14
791
15
785
16
764
17
739
18
704
19
690
20
659