Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - фазиль искандер - сандро из чегема

Фазиль искандер - сандро из чегема

фазиль искандер - сандро из чегема
«Сандро из Чегема» — цикл из 32 повестей, объединенных местом (село Чегем и его окрестности, какближние, скажем, райцентр Кунгурск или столичный город Мухус (Сухуми), так и дальние — Москва,

Россия и т. д.), временем (XX в. — от начала до конца семидесятых) и героями: жителями села Чегем, вцентре которых род Хабуга и сам дядя Сандро, а также некоторыми историческими персонажами времендяди Сандро (Сталин, Берия, Ворошилов, Нестор Лакоба и др.).Сандро Чегемба, или, как обычно он зовется в романе, дядя Сандро, прожил почти восемьдесят лет. Ибыл не только красив — на редкость благообразный старик с короткой серебряной шевелюрой, белымиусами и белой бородкой; высокий, стройный, одетый с некоторой как бы оперной торжественностью.

Дядя Сандро был еще и знаменит как один из самых увлекательных и остроумных рассказчиков, мастерведения стола, как великий тамада. Рассказать ему было о чем — жизнь дяди Сандро представляла цепьневероятных приключений, из которых он, как правило, выходил с честью. В полной мере Сандро началпроявлять свое мужество, ум, могучий темперамент и склонность к авантюрным приключениям еще вмолодости, когда, став любовником княгини и раненный соперником, пользовался заботливой вначале,

а потом и просто пылкой опекой княгини. В тот же период жизни (времена гражданской войны в Абхазии)

пришлось ему как-то заночевать у армянина-табачника. И той же ночью нагрянули в дом вооруженныеменьшевики с грабежом, который они, как люди идейные, называли экспроприацией. Обремененныйсемьей, труженик-табачник очень рассчитывал на помощь молодого удальца дяди Сандро. И Сандро неуронил себя: сочетая угрозы и дипломатию, свел набег почти что к гостеванию с выпивкой и закуской.

Но вот чего он не смог, так это предотвратить грабеж: слишком уж силы были неравные. И когдаменьшевики увели четырех из пяти быков табачника, Сандро очень жалел табачника, понимая, что содним быком ему уже не поддержать своего хозяйства. Бессмысленно иметь одного быка, к тому жСандро как раз был должен одному человеку быка. И для того чтобы поддержать свою честь (а возвратдолга — дело чести), а также сообразуясь с жесткой исторической реальностью, последнего быкаСандро увел с собой. Пообещав, правда, несчастному табачнику всемерную помощь во всем остальном ивпоследствии сдержав свое слово («Сандро из Чегема»).Дядя Сандро вообще всегда старался жить в ладу с духом и законами своего времени, хотя бы внешне.

В отличие от своего отца, старого Хабуга, позволявшего себе открыто презирать новые власти ипорядки. Когда-то совсем молодым человеком выбрал Хабуг в горах место, ставшее впоследствии селомЧегем, поставил дом, наплодил детей, развел хозяйство и был в старости самым уважаемым иавторитетным человеком в селе. Появление колхозов старый Хабуг воспринял как разрушение самихоснов крестьянской жизни, — перестав быть хозяином на своей земле, крестьянин терял причастностьк тайне плодородия земли, то есть к великому таинству творчества жизни. И тем не менее мудрый Хабугвступил в колхоз — высшим своим долгом он считал сохранение рода. В любых условиях. Даже есливласть захватили городские недоумки («Рассказ мула старого Хабуга», «История молельного дерева»).

Или откровенные разбойники вроде Большеусова (Сталина). А именно в качестве грабителя предсталоднажды перед дядей Сандро в его детстве молодой экспроприатор Сталин. Ограбив пароход, а затемуходя с награбленным от погони, убив всех свидетелей, а заодно и своих соратников, Сталин вдругнаткнулся на мальчика, пасшего скот. Оставлять в живых свидетеля, даже такого маленького, былоопасно, но у Сталина не было времени. Торопился очень. «Скажешь обо мне — убью», — пригрозил онмальчику. Дядя Сандро помнил этот эпизод всю жизнь. Но оказалось, что и у Сталина была хорошаяпамять. Когда Сандро, уже известный танцовщик в ансамбле Платона Панцулая, танцевал с ансамблем вовремя ночного пиршества вождей и оказался перед самым великим и любимым вождем, тот, вдругпомрачнев, спросил: «А где я мог тебя видеть, джигит?» И пауза, потом последовавшая, была, можетбыть, самым страшным моментом в жизни дяди Сандро. Но он нашелся: «Нас в кино снимали, товарищСталин» («Пиры Валтасара»). И во второй раз, когда вождь выехал на рыбалку, то есть сидел на бережкуи смотрел, как специально обученный для этого дядя Сандро взрывчаткой глушил для него в ручьефорель, он снова озаботился вопросом: «Где я мог тебя видеть?» — «Мы танцевали перед Вами». — «Араньше?» — «В кино». И снова Сталин успокоился. Даже подарил дяде Сандро теплые кремлевскиекальсоны. И вообще, по мнению дяди Сандро, та рыбалка, возможно, сыграла решающую роль в судьбе егонарода: почувствовав симпатию к этому абхазцу, Сталин решил отменить депортацию этой нации, хотяуже стояли наготове составы на станциях Эшеры и Келасури («Дядя Сандро и его любимец»).Но не только со Сталиным пересекались пути дяди. Помогал дядя Сандро в охоте и Троцкому. Был влюбимцах Нестора Лакобы, а еще до революции встречался однажды с принцем Ольденбургским. Принц,

вдохновленный примером Петра Первого, решил создать в Гагре живую модель идеальногомонархического государства, заводя мастерские, культивируя особый стиль человеческихвзаимоотношений, украшая здешние места парками, прудами, лебедями и прочим. Как раз пропавшеголебедя и доставил Сандро принцу, и по этому поводу была у них беседа, и принц подарил дяде Сандроцейсовский бинокль («Принц Ольденбургский»). Бинокль этот сыграл большую роль в жизни дяди Сандро.

Помог разглядеть сущность новой власти и как бы заранее выработать необходимые в условияхгрядущей жизни модели поведения. С помощью этого бинокля дядя разведал тайну строившегося в селена реке Кодор деревянного броневика, грозного оружия меньшевиков в предстоящих боях сбольшевиками. И когда Сандро ночью добрался до большевиков, чтобы рассказать комиссару о тайнеменьшевиков и дать совет, как противостоять грозному оружию, комиссар, вместо того чтобы свниманием и благодарностью выслушать и учесть сказанное дядей Сандро, вдруг выхватил пистолет. Иведь из-за полной ерунды — плетка, которой дядя Сандро похлопывал себя по голенищу, непонравилась. Сандро вынужден был спасать свою жизнь бегством. Из чего он сделал верное заключение:

что власть будет, во-первых, крутая (чуть что, сразу за пистолет), а во-вторых, дурная, то есть умнымисоветами пренебрегающая («Битва на Кодоре»),И еще дядя Сандро понял, что инициатива в новой жизни наказуема, и потому, став колхозником, наобщественных работах особенно себя не измождал. Он предпочитал проявлять другие свои таланты —балагура, рассказчика, отчасти — авантюриста. Когда обнаружилось, что старый грецкий орех,

молельное дерево в их селе, издает при ударе странный звук, отчасти напоминающий слово «кумхоз» итем самым как бы намекающий на неизбежность вступления в колхозы, то в качестве хранителя иотчасти гида при этом историко-природном феномене оказался не кто иной, как Сандро. И именно этодерево сыграло и печальную и полезную роль в его судьбе: когда местные комсомольцы вантирелигиозном порыве сожгли дерево, из него выпал скелет неизвестного человека. Тут же возниклопредположение, что это обгоревший труп недавно исчезнувшего с деньгами бухгалтера и что убил егоСандро. Сандро отвезли в город и посадили в тюрьму. В тюрьме он держался достойно, а бухгалтеравскоре нашли живым и невредимым. Но во время заключения дядя встретился с навешавшим райцентрНестором Лакобой, тогдашним руководителем Абхазии. Во время застолья, сопровождавшего этувстречу, Сандро блеснул своими талантами танцора. И восхищенный Лакоба взялся устроить его взнаменитый ансамбль песни и пляски Платона Панцулая. Дядя Сандро переехал в Мухус («Историямолельного дерева»). Однажды он вызвал отца на совет, покупать ему, теснившемуся с дочкой и женой вкоммунальной квартире, или не покупать предложенный властями прекрасный дом с садом. Дело в том,

что это был дом репрессированных. Старый Хабуг был возмущен этической глухотой сына. «В старыевремена, когда убивали кровника, тело привозили к родственникам, не тронув на его одежде и вещах нипуговицы; а теперь убивают невинных, а вещи бессовестно делят между собой. Если пойдешь на это, вдом свой больше не пущу. Лучше тебе вообще уехать из города, раз уж такая здесь пошла жизнь.

Притворись больным, и тебя отпустят из ансамбля», — сказал тогда старый Хабуг сыну («Рассказ муластарого Хабуга»).Так дядя Сандро вернулся в село и продолжил свою деревенскую жизнь и, воспитание красавицы дочкиТали, любимицы семьи и всего Чегема. Единственное, что могло не понравиться родственникам иодносельчанам, — это ухаживания полукровки Баграта из соседнего села. Не о таком женихе для Талимечтал дед. И вот в день, который должен был стать триумфальным и для самой Тали, и для всего еёсемейства, — в день, когда она победила на соревнованиях сборщиц табака, как раз за несколькоминут перед торжественной церемонией награждения её патефоном, девушка отлучилась на минутку

(переодеться) и исчезла. И всем стало ясно — бежала с Багратом. Односельчане ринулись в погоню.

Целую ночь длились поиски, и к утру, когда следы беглецов были обнаружены, старый охотник Тенделобследовал поляну, на которой останавливались влюбленные, и провозгласил: «Мы собирались пролитькровь похитителя нашей девочки, но не её мужа». — «Успел?» — спросили у него. «Еще как». Ипреследователи со спокойной совестью вернулись в село. Хабуг вычеркнул из сердца стою любимицу.

Но через год к их двору подскакал всадник из села, где жили теперь Баграт и Тали, дважды выстрелил ввоздух и выкрикнул: «Наша Тали двух мальчиков родила». И Хабуг начал думать, чем помочь любимойвнучке… («Тали — чудо Чегема»),Впрочем, надо признать, что в девочке сказалась кровь её родителей, ибо история женитьбы дядиСандро была не менее причудлива. Друг дяди Сандро и князь Аслан попросил помочь ему в похищенииневесты. Сандро, естественно, согласился. Но когда он познакомился с избранницей Аслана Катей ипровел с ней некоторое время, он почувствовал себя влюбленным. И девушка — тоже. О том, чтобы вовсем признаться Аслану, Сандро даже мысли не допускал. Законы дружбы святы. Но и девушку отпускатьбыло нельзя. Тем более что она верила Сандро, сказавшему, что он что-нибудь придумает. И вотрешающая минута приблизилась, а Сандро так ничего и не придумал. Помог случай и вдохновение.

Нанятый для умыкания девушки Кати головорез Теймыр притащил к спрятавшимся похитителям не Катю, аеё подругу. Перепутал девушек. Но тут же кинулся исправлять ошибку. Таким образом, передпохитителями стояли две молоденькие девушки. Тут Сандро и осенило, он отвел друга в сторону испросил, не смущает ли его то, что в жилах Кати течет эндурская кровь. Князь пришел в ужас —женитьба на бедной еще сошла бы ему с рук, и ситуация с мнимым похищением второй девушки могла быкак-то разрядиться, но предстать перед родителями с невестой-эндуркой?! Такого позора они непереживут. «Что делать?» — в отчаянии спросил князь. «Я спасу тебя, — заявил дядя Сандро. — Яженюсь на Кате, а ты бери в жены вторую». Так и поступили. Правда, вскоре дядя Сандро узнал, что в егоневесте действительно есть эндурская кровь, но было поздно. Дядя Сандро мужественно перенес этотудар. А это действительно было ударом. Абхазцы мирно жили с самыми разными нациями — с греками,

турками, грузинами, армянами, евреями, русскими и даже с эстонцами, но вот эндурцев они боялись и нелюбили. И пересилить этого не могли. Эндурцы это такая очень-очень похожая на абхазцев нация — содним языком, образом жизни, обычаями, но при этом — очень плохая нация. Эндурцы хотят взять властьнад всеми настоящими абхазцами. Однажды сам повествователь, попытавшийся оспорить дядю Сандро,

утверждавшего, что всю власть в Абхазии захватили эндурцы, решил пройтись по кабинетам одногоочень высокого учреждения и посмотреть, кто в этих кабинетах сидит. И в тот момент все увиденные имв кабинетах люди показались его разгоряченному взгляду эндурцами. Очень заразная болезнь,

оказывается («Умыкание, или Загадка эндурцев»).…Еще в молодости осознав, что власть эта — всерьез и надолго, дядя Сандро интуитивно выбирал тотстиль жизни, который позволил бы ему прожить свою жизнь в свое удовольствие (жизнь — она важнееполитических страстей) и при этом не изменять себе, заветам своих предков. И проделал это сблеском. В какие только ситуации, порой очень и очень двусмысленные, не ставила его жизнь, ни разудядя Сандро не уронил своего достоинства. Ни когда по заданию Лакобы ночью с пистолетом и закрытымлицом проникал в комнату почтенного старца Логидзе, чтобы выведать у него для новых властей тайнуизготовления знаменитых прохладительных напитков Логидзе; ни когда возил в Москву гору«неофициальных посылок-подарков» от ответственных лиц Абхазии более ответственным лицам вМоскве. Ни когда добывал для своего непутевого племянника-писателя (как раз и описавшего жизньдяди Сандро) нужный документ, который бы уберег племянника от козней ИдеологическихНадсмотрщиков и от КГБ. А сделать это было трудно: человек, имевший доступ к нужному документу,

наотрез отказался предоставить его, и пришлось дяде Сандро помочь этому человеку в свалившемсявдруг на него горе — разыскивать бесследно исчезнувшего любимого пса. Разумеется, дядя Сандронашел пса и получил нужные бумаги. «Где ты нашел собаку?» — спросил у дяди Сандро племянник, и тотответил с великолепной небрежностью. «Где спрятал, там и нашел», — был ответ («Дядя Сандро и конецкозлотура»). Не только делом, но и мудрым советом помогал он племяннику: «Можешь писать все, чтоугодно, но против линии не иди; линию не трогай, они этого очень не любят».Тайно (и не слишком тайно) презирая умственные способности новой власти — в этом, кстати, он мог инаходил единомышленников даже среди представителей правящих в Абхазии слоев, — дядя Сандровсегда пользовался уважением и расположением этих самых властей. Вообще дядя Сандро умел ладитьсо всеми — от мудрых чегемских старожилов до откровенных авантюристов и полумафиози. Было нечто вхарактере дяди Сандро, что роднило его с самыми разными персонажами: и с неукротимым забиякой иострословом, старым чегемцем Колчеруким, и с беспечным гулякой-горожанином, табачником КолейЗархиди, и с абхазским жизнелюбцем-казановой Маратом, и с представляющим в романе высшие эшелонынынешней власти, сибаритом и лукавым умницей Абесаломоном Нартовичем. И даже с полумафиознымбарменом Адгуром, порождением уже нашей позднейшей действительности, который сумел сохранитьгорские представления о товариществе, гостеприимстве и законах чести. И еще с несколькимидесятками персонажей, соседствующих с дядей Сандро на страницах эпопеи Фазиля Искандера. Инымисловами, на страницах этой книги — Абхазия и абхазский характер XX века.

См. также:

Фазиль Искандер Созвездие Козлотура, Шукшин В М Микроскоп, Джованни Боккаччо Декамерон, Карло Гоцци Король-олень, Грэм Грин Суть Дела, Тургеневис Записки Охотника: Свидание

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
842
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658