Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - глеб успенский - власть земли

Глеб успенский - власть земли

глеб успенский - власть земли
Во двор дома, где я живу, приходит Иван Петров по прозвищу «Босых». Он стоиту поленьев, но не рубит их на дрова. Я знаю, что он пришел лишь для того, чтобыпопросить деньги на опохмел. Таких, как он, называют «деревенский пролетариат».

Нелепого расхождения в крестьянских правах достаточно, чтобы человек сманил свой родной домна питейный. Эти расхождения создают человека без будущего, стремятся сделать рабаиз человека, который не может существовать без сознания, что он — хозяин. Еще недавноИван имел крепкое хозяйство и жил в ладах с женой, но сегодня пропивает все в кабаке,

бьёт жену, а его дети похожи на беспризорников.Пьянство Ивана переросло в болезнь, в народе именуемую «ослаб». Он объяснял своюслабость «волей». Раньше Иван работал на вокзале, ему неплохо платили,

и он «забаловал». При отце не пил, и когда семья появилась, но потом как стал самсебе барин, так и не удержался. Почему же хорошая жизнь превращает человека в свинью?Иван рассказал о господине Подсолнухове. Он хотел заняться молочным делом и привез коровуиз-за границы. Она много ела и давала мало молока, потому как думала не о молоке,

а о собственном удовольствии. А наши коровы думают только о работе. Так и людикрестьянские рождены для труда. Есть те, кто капитал наживает, как еврей Шнап, а Ивану бытут же потратить. И только за крестьянским трудом он снова стал походитьна человека.Рабочим платят гораздо лучше, чем крестьянам или даже учителям, поэтому и начинаетсяпьянство. Я рассказал Ивану о пензенском помещике, который облегчил крестьянам труд, устроивпосменную работу на его полях. Упомянул я и конокрада Ручкина, который был без правой руки,

но не хотел побираться, а потому злодействовал. А работая по такой системе,

он мог бы честно получать деньги, например, перевозя что-то на чужой лошади. Иванне согласился, мотивируя это тем, что хозяин никому свою скотину не доверит.Власть земли держит крестьянина на ногах. Он без нее немыслим. Об этом говоритсяв былине о Святогоре, который не смог поднять сумку с тягой земной, в то время каккрестьянин Микула Селянинович это делал легко. Человек зависит от тонкой травинки, котораязавтра станет хлебом. Если дать крестьянам денег и оторвать их от земли, они станутжалкими и бесполезными. Земля не ждет, земля требует, и работа есть жизнь крестьянина.

Старый крестьянин на пороге смерти всегда вспоминает о земле, на которой работал.Русский народ выжил под гнетом татарщины и крепостничества, так как был не оторванот земли. Богатство и бедность тоже зависят от нее — уродила земля или нет. И лишьзлобный завистливый человек не понимает этого. Есть в народе и интеллигенция,

существовавшая всегда, но ныне незаметная. Она постоянно напоминала народу, что хотьон близок к природе, но не должен жить по лесным законам. Народная легендао Николае и Касьяне как нельзя лучше рисует этот тип народного интеллигентного человека.

Вернувшись к богу от народа, Касьян пришел франтом, а Николай — весь в грязи, сталобыть, он с народом потрудился, поэтому в народе празднуют один раз в год день Касьянаи много раз — Николая.В крестьянском календаре все связано с работой, урожаем. Там и приметы, и даже святыеи чудотворцы переведены на крестьянское положение, становясь покровителями какого-либорода деятельности. Крестьянин тщательно изучает все капризы природы и подстраивается под них.

Каждый день года имеет у крестьян бесчисленное множество примет, и хотя в эти приметах нетдля образованного читателя никакого смысла, но земледельческую народную мысль онихарактеризуют достаточно.Не являясь злостным крепостником, я все же думаю, что при крепостном праве отношениякрестьянина с землей были правильнее. Умный хозяин будет правильно обращаться со своимилюдьми, так как они приносят ему доход. Сейчас же мужиков очень много дерут розгами. Покане появится возможность посмотреть на человека по-человечески, это будет продолжаться. Приэтом, жестоки в этом «дрании» те, кто сами были в крестьянах и выбились в старосты.

Я никогда не понимал смысла телесного наказания. Однако, поскольку начальники желают тольконажиться, то и их подопечные поступают так же.Был помещик Сютаев, который понял неправильность таких методов. Но это единичный случай.

Крестьяне понимают, что большое состояние может вызвать зависть соседа, потому почти не платятподати, за это отвечает староста. При этом старосты объясняют жестокость по отношениюк крестьянам тем, что те не хотят платить подати, хотя средства имеют. А через некотороевремя они же жалуются, что крестьяне совсем нищие. Такие «новообращенные» берутза товар большие проценты, но не признаю в этом ничего неправильного. Каждыйбеспокоится о себе, покупая у соседа овес и продавая его весной за двойную цену. Былидаже случаи, когда из амбаров вывозились хлеба, то есть крестьяне воровалиу крестьян же. Если есть «биржевики», наживающиеся на соседях, то есть и те, на ком наживаются.

Таков и Иван Босых. Когда его выгнали с вокзала, хозяйство его также пришло в негодность.

Раньше оно было всем на зависть. Босыми семейство прозвали, потому что были там все богатыри,

которые в сапогах и в мороз не нуждались. Во времена Ивана пришли перемены,

к которым он не приспособился. В прежнее время знай себе работай, а сейчас многотрудностей с финансовыми операциями. Сибирская язва повалила весь скот, и к барину ужене обратишься за лошадью. Пришлось брать в аренду лошадь, покупать сено — в итоге,

нищета и недоимки. Так начал пить. А сейчас чувствует Иван, что будет беда, потому каку него домовой под крыльцом воет. Все бедствия можно объяснить нарушением земельного порядка. Усугубляет ситуацию воинскаяповинность. Раньше она затрагивала большие семьи, а сейчас и маленькие могут лишитьсякормильца. Раньше те, кто стремился жить за счет другого, хотя и делал это в солдатах,

но хоть не вертелся под руками трудящихся. Налоги раньше были правильнее — все платили,

исходя из состояния. Я вовсе не поддерживаю крепостное право, а просто говорюо системе, более правильной для крестьян. Сто лет назад Тихон Задонский публично говорило том, что перекупщики, наживающиеся на ком-либо в трудном положении, это воры. Сегодняэтого нельзя открыто говорить.Деревенский учитель не пользуется уважением. Мужики считают, что у него нет строгости,

и он ничему не учит. Часто они даже отказываются платить сбор на школу. Но этоне от невежества, а от высокой требовательности к обучению. В народе есть скрытаясила, которая помогает ему пережить любые трудности. Идет она от указаний самой природы.

В этом нет выдумки, потому что природу не обманешь. Христианская идея позволяет народуне жить по-звериному, отличать добро от зла. Чтоб яснее было видно, что мы считаем зломи что добром, приведем следующие два примера. Как-то папа Лев XIII, вложив деньги в банк, неплохозаработал. А одна бедная крестьянка, потеряв мужа, зарезала своих пятерых детей и попыталасьутопиться, потому что выбилась из сил. Папу не осудили, а женщину посчиталипреступницей.Проекты опережают время. Нужно думать не о проблеме пьянства, а о земельном вопросе,

являющемся первопричиной. Все стороны жизни крестьянина зависят от земли. Среда крестьянскаяи среда некрестьянская разнятся. Например, мышиный жеребчик и снохач оба пристаютк молодым девушкам. Но первый является развращенным и пресытившимся представителемпривилегированного сословия, а второй трудился с малолетства и к пятидесяти годамнакопил состояние и может себе позволить отдохнуть, при этом не являясь внешнеи физически стариком. У крестьян часта свадьба «уходом», когда жених просто увозитневесту, таким образом, не нужны никакие затраты. Да и семьи создаются с рациональнымицелями — так проще вести хозяйство. Крестьянство следует религиозным требованиям, хотя самицерковники бывают не так уж праведны. Когда я говорю с Гаврилой Волковым, то всегда думаю, что будет, когда вся его злоба выйдетнаружу. Родился он при крепостничестве, а когда его отменили, отец-деспот все старалсянакопить денег, забирая все заработанное у сыновей, но всё равно не получалось так удачно,

как у соседа Черемухина. Черемухин же был типичным наживающимся на соседе. После смертиотца Гаврила стал жить один. Пытался он разбогатеть мошенничеством, продавая гнилое сено,

пытался подставить барина, но ничего не выходило. Сейчас у Гаврилы есть семья,

но он думает только о накопительстве, все экономя и строя планы афер. Как-то он решилпоработать извозчиком в Петербурге. Работал он по ночам, и как-то подвыпившая дамазабыла у него муфту с кошельком. Гаврила спрятал находку под половицу. Его стал подозреватьгородовой, но получил взятку и больше не приходил.Все эти ужасы рассказал я лишь затем, чтобы сказать, что нужно дать мужику землю, чтобы всевстало на свои места. Как писал Лев Толстой о Платоне Каратаеве в «Войне и мире»,

он жил, только чувствуя себя частью чего-то большего. Это ведь идет из недр самой природы.

Есть еще и человек-хищник. А где же третий тип? Тот, который знает жизненную правду —

народная интеллигенция. Жаль, но сейчас его нет, а жизнь на стороне хищника.

См. также:

Витторио Альфьери Брут Второй, Лондон Джек Любовь К Жизни, Платонов Андрей Павлович В Прекрасном И Яростном Мире, Бунин Иа Натали, Другой Автор Повесть Временных Лет, Л Н Толстой Альберт

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1354
2
1274
3
1271
4
1222
5
1200
6
1135
7
1135
8
1004
9
854
10
844
11
824
12
820
13
803
14
791
15
784
16
763
17
739
18
703
19
689
20
659