Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - и. в. фон гёте - годы странствий вильгельма мейстера или отрекающиеся

И. в. фон гёте - годы странствий вильгельма мейстера или отрекающиеся

и. в. фон гёте - годы странствий вильгельма мейстера или отрекающиеся
Роман является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в концепредыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своихтоварищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться пододним кровом более трех дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю —чтобы избежать «соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти своеокончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлениюблагородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает сын Феликс. С Наталией геройвременно разлучен, но он «принадлежит ей навечно» и поверяет свои переживания в регулярныхписьмах.Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья — муж,

жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле «ехала тихая миловидная женщина, окутаннаяголубым плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и глядела на него снесказанной нежностью». Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначаетуниверсальный, глубоко обобщенный характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годахучения…» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, адействие происходило в современной Гете Германии с её конкретными приметами, то на сей раз всеповествование значительно более условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой рядновелл, почти не связанных между собой.Такая свободная форма — которая представляется поначалу небрежной и почти сырой — далаписателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, чтоволновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницыпрямых афоризмов, открытый финал — книга кончается ремаркой «Продолжение следует» — это нестолько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма,

которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына идрузей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстает как человек, умудренный опытоми принимающий действительность во всей её бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борецсо всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различаетэлементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ейглубокий оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом,

который из своей обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я такое по сравнению соВселенной? — говорил себе Вильгельм. — Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в еёсредоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав вглубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всемнаправлениям…» Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо — в самом человеке, егоспособности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы — это образное выражениетого, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненногоуклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии — женщины, благотворнодействующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзьяМейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимыхгероев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.Некоторые рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского — персонажи свободны отэгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы,

безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний мужчина». Суть её в том, что Гилария,

которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что вдействительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, надевушку подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя приочередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущенииобъясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем нестремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, каки Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этойочаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильнозаболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь,

которая встречает взаимность… Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувствперсонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность поотношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.Другая новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает о фантастической или сказочной истории.

Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Онапопросила его об одной услуге — чтобы он возил с собой её ларец. За это дама ссудила юношу деньгамии отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил.

Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том,

чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактическистала его женой. И однажды он узнал её тайну — оказывается, красавица была принцессой эльфов, онапринадлежала к племени крошечных человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда онапринимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свойвымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом. Однаковскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом счувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа,

способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительныйсимвол мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умеломобращении и соответственной подготовке.Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: «Что такоетрагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог вестьчто?»Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в особую школу,

точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная утопия. Педагогическаяпровинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципомздешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочнымчувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники незаметнонаталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человекутак легко заблудиться и отклониться от своего призвания».Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляягармоничное единство, — тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идеявоспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческогоединства.«Нет ничего драгоценней, чем один день» — это также важный афоризм из «Архива Макарии».

Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместес тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия — намерениенескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новыепромышленные отношения несут угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинутьстрану. Однако затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вродеобразцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфереобщественного мироустройства.И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгихпоисков призвания остановился на профессии хирурга — чтобы творить «чудо без чудес», опираясь наопыт и знание природы человека.Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор.

Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но «чувствоэто вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знаниючеловек…». Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что «большемуможно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежелидальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение кприроде, в том числе природе человека.В последних главах описан волнующий эпизод — Феликс упал с кручи в реку вместе с конем.

Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавалпризнаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровьбрызнула обильным током . Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончитьперевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: —Если жить, так с тобою!»

См. также:

Юрий Олеша Зависть, И В Фон Гёте Годы Учения Вильгельма Мейстера, Другой Автор Повесть Временных Лет, Л-с Мерсье 2440 Год, Мерсьелс 2440 Год, К М Виланд Агатон, Или Картина Философическая Нравов И Обычаев Греческих

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
839
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658