Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - апокрифы

Апокрифы

апокрифы

АПОКРИФЫ название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими.

На принадлежность текста к А. указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально ОІО№ОІО»ОїП‚ αПЂОїОєПЃП…φОїП‚ обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу; изменилось значение данного понятия в первые века христ.

эры, когда «αПЂОїОєПЃП…φα» стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической литературы, при большом разнообразии («евангелия», «деяния апостольские», «апокалипсисы», «откровения», «сказания о ветхозаветных лицах и событиях», «жития-мучения», «сказания о днях недели», «гадания») отличаются обилием вымысла и часто там, где они не носят, как в категории «гаданий», узкопрактического характера высокой поэтичностью.

Отсюда понятна популярность А. особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью. На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских «хождений» игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи. Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение; началось в Болгарии в X в.

; признает два начала мирового порядка доброе и злое, причем к злому относит все вещественное; проповедует аскетизм и анархию; родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает «болгарские басни», но воздействие этих «басен», т. е. ложных, вымышленных писаний, помимо литературного, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания.

Благочестивое по фабуле содержание большинства А. вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической; есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр. Василий Калика в «Послании о земном рае», между 1344-1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр.

Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг близкий к бытовой практике, а с конца XV в. сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому и дополнялась русская «статья о книгах ложных» (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл.

обр. руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы:а) тексты, дополняющие Библию: об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные); евангелия Иакова, Фомы («детства Христова»), Никодима («страстей Христовых»), деяния апостольские Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др.

легендарные сказания о Христе; прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные);б) тексты типа житий-мучений: Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты;в) сказания о рае: легенды о Макарии, Зосиме, Агапии;г) вопросо-ответы-загадки: «Беседа трех святителей»;д) тексты эсхатологического характера: «Плач Иеремии», «Откровения» Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской.

Библиография:

Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн. МНП., СПБ., 1875, IV; 1876, II, III, IV, VI; 1877, II, VI; Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898; Сперанский М. Н., История древнерусской литературы, М., 1920; Jagiý U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, «Arch. für slav. Philol.», B. I, H. I, Berlin, 1875. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АПОКРИФЫ (греч. apokryphos тайный сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  АПОКРИФЫ. Слово апокриф значит скрытый или тайный (от греческого глагола αποκρύπτω — скрывать, прятать), и первоначально его применяли к книгам, которые намеренно скрывались от широких народных масс, как содержащие таинственное, высокое, не для всех доступное учение. Но уже в первые века христианства с этим словом стали соединять другой смысл, противоположный первоначальному: это — книга сомнительная, подложная и следовательно вредная для верующих. Такое изменение значения слова зависело главным образом от того, что тайными книгами широко пользовались еретики, особенно гностики, с которыми церковь упорно боролась в течение двух первых веков нашей эры. В результате этой борьбы было выработано основное содержание христианского учения, и вместе с тем был установлен канон, т.-е. список книг, которые давали опору этому учению; а тайные книги еретиков, как подтверждавшие иное понимание и толкование христианства, были отвергнуты и запрещены. И позднее церковь неоднократно подвергала осуждению произведения, которые были несогласны с ее взглядами или противоречили в каком-нибудь отношении книгам, занесенным в канон. Все...
Словарь литературных терминов
3.
  АПОКРИФЫ (греческое apokryphos тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон. ...
Современная энциклопедия
4.
  Апокрифы Апокрифы (гр. apokrypha), произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета создавались со II в. до н. э., а относящиеся к Новому Завету со II в. н. э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. А. имели двойную цель: изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умалчивает, либо говорит вскользь, а также выразить определенное религиозное содержание. А. служили также средством пропаганды в раннем христианстве, шла ли речь об иудеохристианах, гностиках или еретических сектах. Часто А. содержат откровения, данные отдельным людям. А. развивались, разрастались, в результате мы имеем произведения, демонстрирующие основные этапы развития данного апокрифа. А. сохранились почти на всех языках христианской древности (латинском, греческом, сирийском, армянском, грузинском, эфиопском, старославянском, кельтском и др.). По мере формирования канона Святого Писания , апокрифы оставались...
Энциклопедия античных писателей
5.
  Апокрифы Апокрифы(греч. apokryphos – тайный, сокровенный)произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003. ...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины