Литературная энциклопедия - катастрофа
Связанные словари
Катастрофа
КАТАСТРОФА (греч. katastrophe) «поворот», «переворот», момент разрешения той напряженной ситуации, к-рая создана предшествовавшей К. борьбой, развивавшейся в течение драматического действия и «заданной» в экспозиции и завязке.Теория К. затрагивается уже в античной поэтике: в своем рассуждении о комедии Донат различает три важнейших момента в структуре драмы: протасис, эпиатасис и К.
Теоретики Ренессанса стремились примирить это деление на три части с требованием Горация о делении на пять актов; К. отводился пятый акт. Немецкие теоретики XIX в. (Фрейтаг), исходя преимущественно из структуры драм Шиллера, намечают в строении драмы пять основных моментов: экспозицию, нарастание, высший момент, поворот и К.Являясь конечной вершиной действия, К. не является однако непосредственно его концом: действие может продолжаться и после К., но уже в том направлении, к-рое определено К. Самый характер К., та или иная степень ее напряженности, конкретное ее наполнение и т.д. определяются естественно характером того стиля, к к-рому относится каждое данное драматическое произведение.Так, пятичленное деление далеко не всегда осуществляется в драме; во многих случаях К. сводится не к разрешению конфликта, разыгрывающегося перед зрителями, но к раскрытию соотношений, установившихся до начала действия и известных зрителям (но не действующим лицам).
Такова техника К. в «трагедии рока», античной, неоклассической и романтической. Натуралистическая драма Ибсена, опуская все промежуточные звенья, проводит перед зрителем лишь одну К. Изменяется и мотивировка К. Если поэтика реализма и натурализма требует каузальной оправданности К. в действии и характерах персонажей драмы, то поэтика символизма и романтизма допускает в К. deux ex machina . То же наблюдается и по отношению к содержанию К. В античной драме, где драматический конфликт развертывался обычно в плане борьбы героя и «рока», К. заканчивалась гибелью героя; в позднейшей драматической литературе понятие К. значительно шире и относится вообще ко всякому конечному результату столкновения противоборствующих в драме устремлений.Понятие К. приурочивается обычно к драматическому жанру; по существу однако К. как разрешение того действенного напряжения, к-рое создается в художественном произведении его противоборствующими устремлениями, присуща всякому фабульному лит-ому произведению как таковому, т. к. последнее немыслимо без определенно развивающегося действия в широком смысле этого слова, без организующего его конфликта .
Так. обр. К., если не рассматривать ее как специфический термин именно античной трагедии, представляет собою общекомпозиционную категорию, являясь разрешением конфликта в частности и в драме, где она только более ярко выражена внешне.
Библиография:Fiedler H., Die Darstellung der Katastrophe in der griechischen Tragodie, Erlangen, 1914; см. также библиографию в ст.
«Драма» (общая теория драмы) и «Трагедия». .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 897 | |
2 | 741 | |
3 | 666 | |
4 | 656 | |
5 | 625 | |
6 | 510 | |
7 | 492 | |
8 | 480 | |
9 | 478 | |
10 | 478 | |
11 | 475 | |
12 | 451 | |
13 | 449 | |
14 | 438 | |
15 | 434 | |
16 | 429 | |
17 | 423 | |
18 | 423 | |
19 | 422 | |
20 | 408 |