Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - клеман

Клеман

клеман

КЛЕМАН Жан Батист (Jean Baptiste Clement, 1836-1903) французский социалист, поэт и публицист, коммунар. Подростком покинул дом отца, зажиточного мельника под Парижем, в молодости был рабочим, затем стал профессиональным шансонье. Начав с сентиментально-лирической песни, он в середине 60-х гг. под влиянием усилившегося во Франции политического движения переходит к социальной шансоне, к «пееням-повстанкам», не покидая однако сентиментально-идиллического жанра, к которому у него навсегда осталось особое влечение.

Они были направлены против режима Второй империи, и это послужило поводом для преследования поэта полицией. В 1867 он вынужден был уехать на год в Бельгию. По возвращении в Париж Клеман продолжает свои выступления в печати против господствующего режима (сатирический листок «Carmagnole», серия бесед «Lanterne du peuple», сатирический еженедельник «Casse-tete»), сотрудничает в прудонистских периодических изданиях.

За «оскорбление величества» К. заключают в тюрьму, из которой его освобождает Сентябрьская революция 1870. При Коммуне К. мэр Монмартра и член Коммуны, сражавшийся за нее на последних баррикадах. После падения Коммуны скрывается в Париже, затем бежит в Англию. Здесь К. близко знакомится с бытом рабочих верфей и шахт и посвящает им ряд популярных песен.

Вернувшись по амнистии 1880, принимает участие в социалистических изданиях. При расколе среди французских социалистов в 1882 стал одним из вождей поссибилистов. В 1885 выпустил первый сборник песен «Chansons». В 1886-1887 К. выпустил свои воспоминания о Коммуне «La revanche des communeux», представляющие значительный мемуарный интерес, и серию бесед «Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple».

Несколько лет организационной пропагандистской работы в Арденнах, переживавших индустриализацию до того полуфеодальной области, побудили К. сыграть активную роль в расколе среди поссибилистов и выступить на стороне их левого крыла. В 1899 вышел второй его сборник «Cent chansons nouvelles». В 1901 К. основал изд-во социально-пропагандистской лит-ры.

Умер в Париже в крайней бедности. Наиболее ярко дарование К. проявилось не в социальных его песнях, а в интимно-лирических. Ряд песен соединяют интимную лирику с социальными мотивами, но как в тех, так и в других, поэт часто впадает в сентиментальность. Песни на общественные темы численно преобладают в сборниках К. Среди них особо надо отметить «La machine», «Liberte, Egalite, Fraternite», «Les train-misare», «La Greve» и большую песню-поэму, посвященную Коммуне, «La Semaine sanglante». Она была написана под свежим впечатлением кровавой недели, одновременно с «Интернационалом» Потье.

Обличительным песням К. недостает суровости Потье; он скорее иронизирует и жалуется, чем бичует. Автору «Интернационала» он близок по темам, Дюпону по мироощущению и темпераменту. Творчество К., характерного представителя рабочей интеллигенции, и его политическая деятельность выражали преимущественно настроения мелкоремесленного и мелкопромышленного парижского пролетариата.

Библиография:

I. Chansons, P., 1885; Cent chansons nouvelles, P., 1899; La chanson populaire, P., 1900; «1871» La revanche des communeux, P., 1886-1887: Lanterne du peuple P., 1868; Carmagnole, P., 1868; Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple, P., 1887; «Casse-tete», P., 1869 (журнал Клемана).

II. Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма во Франции, изд. 3-е, П., 1923; Parassols L., J. B. Clement, sa vie, son Ouvre, P.

, 1904; Bellot E., Les chansonniers socialistes: 1В° La chanson sociale, 2В° etude sur J. B. Clement, P., 1901; Sainte-Croix C., de, J. B. Clement (предисл. к «Cent chansons nouvelles»); Mehring, Pottier und Clement, Franzosische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune ubertragen und eingeleitet, Berlin, 1924. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КЛЕМАН (Clement) Рене (1913 1996), французский кинорежиссер. Интерес> Клемана к характерам людей, проявляющимся в экстремальных ситуациях, нашел воплощение в антивоенных фильмах: "Битва на рельсах" (1945), "Запрещенные игры" (1952); в драмах: "По ту сторону решетки" (1948, в прокате "У стен Малапаги"), "Жервеза" (1956). В 60 70-е гг. снимал в основном детективы: "Хищники" (1964), "Пассажир, приехавший в дождь" (1970), "Приходящая няня" (1975). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины