Поиск в словарях
Искать во всех

Психотерапевтическая энциклопедия - неофрейдизм

Неофрейдизм

неофрейдизм
(постфрейдизм). Использование психоаналитической теории и фрейдизма в различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике, художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультурных факторов в этиологии невроза. Психоанализ Фрейда (Freud S.

) оказал большое влияние на развитие современной философии. Психоаналитический подход к исследованию внутреннего мира человека использован в экзистенциальной философии. Свой метод феноменологического анализа человеческой деятельности, выявления смысла, мотивов поведения индивида Сартр (Sartre J.-P.) назвал экзистенциальным психоанализом.

По мнению другого экзистенциалиста — Тиллиха (Tillich P.), «Фрейд является подлинным экзистенциалистом в смысле всех экзистенциальных описании человека, находящегося в критической ситуации». Существенно влияние Фрейда на структуралистское движение, которое использовало психоаналитическую теорию для раскрытия процессов структурализации мышления, языка, исторических, экономических и этнологических аспектов цивилизации.

Основатель французской школы структурализма Лакан (Lacan J.) (см. СТРУКТУРАЛИЗМ ЛАКАНА) рассматривал бессознательное как феномен языка, тесно связанный с культурной жизнью человечества. Он использовал идеи Фрейда для лингвистического анализа художественных произведений и психоаналитической интерпретации их содержания. В персоналистской философии, акцентирующей внимание на духовном мире личности, внутрипсихических конфликтах, творческой субъективности, нашли отражение представления Фрейда о конфликте между цивилизацией и существованием человека, концепция Адлера (Adler А.

) о творческой субъективности личности, идея Юнга (Jung С. G.) о «персоне» как особой духовной инстанции личности. Идеи Н. стали активно проникать в социологию с конца 1940-х гг. Структурно-функциональный анализ, изучающий механизмы и структуры, обеспечивающие устойчивость общественной системы, и признающий обусловленность поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, позаимствовал из психоанализа идеи для интерпретации социальных норм и запретов в детском возрасте.

В культурной антропологии психоанализ лег в основу концепции личности, понимающей процесс ее социализации как взаимодействие потребностей, импульсов, аффектов индивида с влиянием внешнего социального нормирования. Культурная антропология, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения, использует психоанализ для понимания групповой психологии и национального характера.

Культура рассматривается как инструмент адаптации к среде и воздействия на нее, условие познания и самоактуализации. В культурной антропологии широко применяется понятие социального символа как выражение рационально неосознаваемого, но чрезвычайно важного события. Основоположник символического интеракционизма Мид (Mead G.

H.) полагал, что общество и индивид утверждаются в процессе межиндивидуальных взаимодействий, и сосредоточил свое внимание на анализе их символических аспектов. В изучении структуры и динамики развития личности, микроструктуры социальных взаимодействий, проблем социализации и социального контроля символический интеракционизм опирается на психоаналитическую теорию.

Леворадикальная социология, являющаяся преемницей франкфуртской школы (Marcuse G., Fromm E., и др.), рассматривает социальный мир с точки зрения возможности, желательности его радикального изменения. Основной темой исследований являются анализ доминирования авторитарной личности с ее антидемократическими методами руководства и попытки с помощью социологических исследований постичь соответствующую человеческую реальность.

Отрицание традиционной науки связано с тем, что она рассматривается как инструмент эксплуатации и угнетения, воплощение буржуазной идеологии. По мнению Маркузе, культура носит репрессивный характер, устранение которого ведет к высвобождению эротических влечений человека и уничтожению социальных норм и запретов. В качестве средства революционного преобразования общества он предлагал насильственные методы борьбы.

Эти идеи оказали влияние на формирование философии «новых левых». Концепция Маркузе легла в основу антипсихиатрии, рассматривающей государственную систему здравоохранения, в частности психиатрию, как механизм насилия, подавления личности, а болезнь — как вид протеста против семейных и социальных норм. К Н. обычно относят различные концепции фрейдомарксизма, одним из видных представителей которого является Райх (Reich W.

), считавший, что капиталистическое общество подавляет человеческую сексуальность и это становится причиной невротизации общества. Оздоровление цивилизации возможно в ходе сексуальной революции, элиминирующей сексуальное угнетение, что приведет к искоренению неврозов. По аналогии с политической экономией К. Маркса Райх назвал свою концепцию сексуально-экономической (см.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЙХА). Психоаналитическая теория Фрейда продолжает оказывать влияние на мировую литературу, кинематографию, искусство. Заметно влияние концепции Юнга об архетипах — характерных национально-культурных символах, используемых для психоаналитической интерпретации произведений изобразительного искусства.

См. также ПСИХОАНАЛИЗ И ЛИТЕРАТУРА, ПСИХОАНАЛИЗ И ПОЛИТИКА. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НеофрейдизмОдно из направлений современного психоанализа. Подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе, сторонники Н. по-прежнему рассматривают бессознательное как основу психической деятельности человека. Первые попытки отойти от ортодоксального психоанализа были предприняты A. Adler (См. Адлера индивидуальная психология), и C. Jung (см. Юнга аналитическая психология). Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Развиваются теории внутренней конфликтности личности, связанной с чувством "базальной тревожности" перед лицом природных и социальных сил (K. Horney), доминирования межличностных отношений и ситуаций в образовании отдельных типов личности, являющейся лишь совокупностью социальных масок, ролей (H. Sullivan), детерминации всей психики человека бессознательными влечениями, побуждениями (E. Fromm).Н., будучи теорией бессознательного, противопоставляет его обществу, всегда...
Толковый словарь психиатрических терминов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):