Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - апулей луций

Апулей луций

апулей луций
АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125, Мадавра в Сев. Африке -до 170 н. э.), римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.

Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я «Асклепий» (лат. перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Α., см. Gersch 1986), «Об истолковании» (Περὶ ἑρμηνείας руководство по риторике 3-4 вв., содержащее ссылку на Α.), речь «О божестве Сократа» (De deo Socratis), аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (De mundo, свободный лат. перевод псевдоаристотелевского тратата «О мире» (Περὶ κόσμου) и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в изд. Божо (Beaujeu 1973, p. IX-XXIX).

«Платон и его учение» (De Piatone et eius dogmate) один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона (180-189). Отмечая, что Платон первый объединил три части философии (189), А. не дает изложения логики, 1-й частью философии считая физику, которая делится на теологию и космологию (190-207) и антропологию (207-218). Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (οὐσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из 4-х элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке = εἱμαρμένη А. различает провидение, или божественную мысль (sententia = λόγος?), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим он оставляет место свободной воле (aliquid in nobis = τὸ ἐν ἡμῖν 205-206). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist. Ε. Ν. Ι, 1097а34слл.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности = οἰκείωσις 222, о совершенном мудреце 247-252) и перипатетические (идеальное государство резальтат смешения монархии, олигархии и демократии 260) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Соч.: Apulei Opera quae supersunt. Rec. R. Helm. T. 1-3. Lpz., 1907 (19725) (ВТ); Apulei Platonici Madaurensis de philosophia libri. Rec. P. Thomas. Lpz., 1908, 19703; Apulée. Opuscules philosophiques et fragments. Ed. J. Beaujeu. P., 1973; Apuleius. De Philosophia libri très. Ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; Apuleius ofMadauros. The Isis-Book [=Metam. XI]. Ed. with an introd., transi, and comm. by J. Gwyn Griffiths. Leiden, 1975; Londey D., Johanson С The logic of Apuleius (including a complete Latin text and Engl. transi, of the Peri hermene-ias). Leiden, 1987; Apuleius. Rhetorical Works. Tr. by S. Harrison, J. Hilton, V. Hunink. Oxf., 2001; рус. пер.: Апулей. Платон и его учение, в кн.: Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995; Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.

Лит.: Index Apuleianus. Ed. by W. A. Oldfather, H. V. Canter, B. E. Perry. Middletown, 1934 (repr. 1979); Swahn J.-O. The Tale of Cupid and Psyche. Lund, 1955; Moreschini Cl. Studi sul «De dogmate Platonis» di Apuleio. Fir., 1966; Sullivan M. W. Apuleian Logic. The Nature, Sources and Influence of Apuleius' Peri hermeneias. North Holland, 1967; Thibau R. Les Métamorphoses d'Apulée et la théorie platonicienne de l'Éros, StudPhilosGand 3, 1965, p. 89-144; Regen F Apuleius Philosophus Platonicus. Untersuchungen zur Apologie (Demagia)undzuDemundo.B.;N. Y., 91DillonJ. The Middle Platonists. L., 1977,19962, p. 306-340; Apuleio e il platonismo. Fir., 1978; Aspects of Apuleius' Golden Ass: A collection of original papers. Ed. by В. L. Hijmans, R. T. van der Paardt. Groningen, 1978; Symposium Apuleianum Groninganum, 23-24 oct. 1980. Ed. by В. L. Hijmans, V. Schmidt. Groningen, 1982; Brenk F. E. In the Light of the Moon. Demonology in the Early Imperial Period, -ANRWII, 16, 1, 1986, p. 2068-2145 (об Α.: S. 2131-2135); Gersch St. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition. T. I. Notre Dame (Ind.), 1986, p. 329-387; Hijmans B. L. Apuleius, Philosophus Platonicus, ANRW II, 36,1,1987, p. 395-475; Flamand J.-M. Apulée de Madaure, DPhA I, 1989, p. 298-317. См. также лит. к ст. Средний платонизм.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины