Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - арий дидим

Арий дидим

арий дидим
АРИЙ ДИДИМ (Ἄρειος δίδυμος) (ок. 70 после 9 до н. э.), греческий док-сограф и политический деятель времен имп. Августа; на основании характера его творчества А. условно относят к приверженцам стоицизма.

Почти все, что касается биографии и сочинений Α., предмет предположений и реконструкций. Полное имя «Арий Дидим» встречается у Евсевия Кесарийского (Рг. Εν. XV 15, 1. 1; 15, 9. 1) как имя автора доксографиче-ского сочинения Ἐπιτομή («Эпитома», «Сводка [учений]»), цитируемый Евсевием фрагмент посвящен учению стоиков о боге и устроении космоса. Принимая во внимание ссылки на авторов, известных по имени «Арий» либо «Дидим», составителя «Эпитомы» отождествляют: 1) с философом Арием Александрийским, приближенным имп. Августа, 2) «Дидимом», автором соч. «О взглядах Платона», которое также цитирует Евсевий Кесарийский (Рг. Εν. XI 23. 2), и 3) «Дидимом», которого цитирует Иоанн Стобей (см. Stob. II 1, 17; II 7, 1; IV 39, 28). Сохранились разнообразные биографические сведения об А. как друге и советнике имп. Августа (Dio Cass. LI 16, 3-4; Plut. Ant. 80; Praec. ger. reip. 18, 814d; Julian. Ер. 51, 433d), назначенном прокуратором Сицилии (Plut. Reg. et imp. apopht., 207ab); Светоний приводит имена сыновей А. Никанор и Дионисий и отмечает их образованность, представлявшую интерес для Августа (Aug. 89). Против принятого после «Греческих доксографов» Г. Дильса отождествления Ария-философа и Дидима-доксографа аргументирует Göransson 1995, р. 203-218, в энциклопедии Der Neue Pauly Арию и Дидиму-доксографу посвящены отдельные статьи, однако это мнение пока не стало общепринятым.

Основное сочинение А. историко-философский компендий, известный как Ἐπιτομή было составлено, вероятно, по школьному, а не тематическому принципу, в связи с чем на него имеются ссылки также по названию Περὶ αἱρέσεων («О школах»). Основное внимание А. в своем сочинении уделяет изложению учению Платона, Аристотеля и стоиков. В источниках встречается название Περὶ τῶν ἀρεσκόντων Πλάτωνι («Ο мнениях Платона», Рг. Εν. XI 23, 2) по-видимому, один из разделов «Эпитомы». Будучи приближенным к семье имп. Августа, А. написал «Утешение к Ливии на смерть Друза» философическое послание к жене Августа, потерявшей сына. Дата этого события (9 до н. э.) важна для уточнения датировки жизни самого А. Впоследствии «Утешение к Ливии» А. стало образцом для Сенеки, который, возможно, приводит пересказ некоторых его частей в своем «Утешении к Марции» (Consolatio ad Marciam, 4). Климент Александрийский упоминает о сочинении некоего Дидима «О пифагорейской философии» (Strom. 116, 80. 4), что, возможно, также имеет отношение к Арию Дидиму и его компендию.

К стоикам А. относят по следующим основаниям: 1) хорошее знание стоической философии, особенно этики, представленное в «Эпитоме»; 2) характер цитирования стоиков и наличие полемических замечаний по адресу перипатетиков в том же произведении; 3) маргиналии в рукописях Ρ и F седьмой (посвященной стоикам) книги Диогена Лаэртия, согласно которым конец этой книги содержал утраченное «жизнеописание Ария».

«Эпитома» Α., составленная в большей мере на основе предшествующих учебников и компиляций, чем на оригинальных источниках, реконструируется на основании цитат в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского и «Антологии» Стобея (реконструкция учитывает также некоторые анонимные фрагменты доксографического сочинения, цитируемого ими). До сих пор не было попытки объединить тексты, приведенные у Г. Дильса, и тексты у Стобея в одном издании. Тематически фрагменты относятся к физике и этике; возможно, в компендий А. были включена и логика (т. н. «скептический» фрагмент, Stob. Ill 17, 17, предположительно служил введением к логическому разделу, в нем приведены наиболее общие определения философии). Т. обр., в сочинении мог быть выдержан традиционный принцип разделения философии на три «вида» логику, физику и этику для каждого из разделов, посвященного отдельной школе (ср. реконструкцию Дильса: Dox. Gr., 72-73). Как доксограф А. демонстрирует обширную эрудицию и педантичное внимание к деталям; представляют интерес его принципы подбора и организации материала. Он не всегда сохраняет нейтральную позицию по отношению к излагаемому материалу, допуская полемические замечания (чаще всего, против учения перипатетиков). Трудно решить, характеризуют ли имеющиеся в тексте А. дословные повторы его авторский стиль или стиль работы позднейших доксографов.

Т. н. «физические» фрагменты, собранные у Дильса, относятся к Платону и его учению об идеях (fr. 1, известен по двум источникам: Рг. Εν. XI 23, 2-6 = Stob. 112, 2а), Аристотелю и различным аспектам его учения о природе: понятию φύσις, форме и материи, элементах, времени, небесных телах, метеорологических явлениях, чувственном восприятии (fr. 2-17) и основоположениям философии стоиков: понятиям «причина», «тело», «сущность», учению о космосе, пневме, превращениям элементов и пр. (fr. 18-40), при этом стоические материалы тщательно атрибутированы конкретным авторам (Зенону, Хрисиппу, Аполлодору Селевкийскому, Посидонию и др.), а не представлены как мнения «школы вообще».

Этические фрагменты представляют тот же школьный спектр и в том же пропорциональном соотношении: учение Платона и академиков (Stob. II 7, 1-4), перипатетиков (IV 39, 28 = II 7, 17; II 7, 13-26) и стоиков (Stob. II 7, 5-12). К числу представляющих особую ценность сведений, выписанных Стобеем из компендия Α., относятся академические разделения этической философии согласно Филону из Ларисы на 6 частей (А. цитирует его соч. «Основные разделы философии») и согласно Евдору Александрийскому на 3 части (II 7, 2. 1-54; 64-137). В этическом разделе компендия А. детально обсуждает особенности трактовки в каждой школе основных этических понятий: «нрав» (ἦθος), «страсть» (πάθος) (II 7, 1), «конечная цель» (τέλος), «счастье» (II 7, 3), а также учение о благе, зле, добродетели и ее видах (II 7, 4-5). В перипатетическом разделе особое внимание уделено понятию дружбы, в стоическом идеалу мудреца.

Стоический раздел соч. Ария Дидима, по-видимому, лег в основу стоической доксографии у Диогена Лаэртия (D. L. VII), полагают, что последняя представляет собой сокращение доксографии Α., поскольку структурно и содержательно следует фрагментам сочинения Α., сохраненным у Стобея (см. сводную таблицу всех разделов этического учения, излагаемых во 2-й кн. Стобея и 7-й кн. Диогена, в статье: A. A. Long. Arius Didymus and the Exposition of Stoic Ethics, in: Fortenbaugh 1983, p. 57-62). Кроме того, стоический раздел компендия А. содержательно близок стоической доксографии из 3-й кн. трактата Цицерона «О пределах добра и зла» (датируется 45 до н. э.).

OparM.:Z)/é?/s#.(ed.).DoxographiGraeci.B., 1879(герг. 1965):447-472(fr. l-40);Arius Didymus. Liber de philosophorum sectis (epitome ар. Stobaeum), MULLACH, FrPhilosGr II, 1867 (repr. Aalen, 1968): 53-101; Ioannis Stobaei Anthologium. Ed. C. Wachsmuth, O. Hense. Bd. I-V, В., 1884-1912 (repr. 1958). Vol. II, p. 37-152; пер.: Arius Didymus. Epitome of Stoic Ethics. Ed. A. J. Pomeroy. Atlanta, 1999; Арий Дидим. Этический компендий (академики, стоики, перипатетики). Пер. В. Б. Черниговского, Человек, 2005, 5, с. 70-80; 6, с. 96-110; 2006, 1-4.

Лит. : Arnim H. von. Arius Didymus' Abriss der peripatetischen Ethik. W.; Lpz., 1926; MORAUX, Aristotelismus 1,1973, S. 259-553; Fortenbaugh W. W. (ed.). On Stoic and Peripatetic Ethics: The Work of Arius Didymus. N. Bruns.; L., 1983; Giusta M. Ario Didimo e la diaire-sis dell' etica di Eudoro di Alessandria, AAT 120, 1986, p. 97-132; Hahm D. E. The ethical doxography of Arius Didymus, ANRWII, 36,4, 1990, p. 2935-3055; Göransson T. Albinus, Alcinous, Arius Didymus. Goteb., 1995; RuniaD. T. Additional Fragments of Arius Dudymus on Physics, Polyhistor: Studies on the History and Historiography of Greek Philosophy. Ed. by K. A. Algra, R. W. van der Horst, D. T. Runia. Leiden, 1996? p. 363-381; Heil С. Arius Didymus and Luke-Acts, NovTest 42, 4, 2000, p. 358-393.

М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АРИЙ ДИДИМ АРИЙ ДИДИМ ("Αρειος Δίδυμος) (до 70 до н. э.—после 9 н. э.) — греческий философ стоической ориентации, доксограф-эклектик. Обычно отождествляется с Арием из VII книги Диогена Лаэртия. Составил доксографический компендиум, известный как “Эпитоме”, или “О школах” (с разделом “Мнения Платона”), который основан на предшествующих учебниках и компиляциях (существует также гипотеза, чтоэти два названия соответствуют двум отдельным доксографическим работам). Сохранились значительные фрагменты, посвященные физике (Платона, Аристотеля, отдельных стоиков), меньшие по объему—этике (общий обзор школ, особенно важна стоическая часть); т. н. “скептический фрагмент” мог служить введением к разделу о логике, в нем приведены положения скептицизма, аллюзии на эпикурейцев и стоиков, также на Пиррона и Сократа. Попытка Ария Дидима согласовать взгляды предшествующих философов обнаруживает родство с идеями Анттха Аскалонского, хотя и не доказано, что Арий Дидим был знаком с его работами.Текст: DielsH. Doxographi Graeci. В., S. 445—472; Stobaeus, Eclogae physicae et ethicae II, 7; t. II, p. 37—152 Wachsmuth. Лит.: Moraux P. Aristotelismus bei den Griechen, Bd. I. B., 1973, S. 259-553; Rirtenbaush W. W. (ed.). On Stoic and...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины