Энциклопедия эпистемологии и философии науки - диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Сегодня, когда раскрепощающее воздействие главного труда Ильенкова на развитие отечественной философской мысли понято и признано, можно говорить о том, какие из его идей принадлежат истории, а какие сохраняют свое значение.
Сохраняет его, безусловно, главная идея книги — противопоставление «формально-логическому» пониманию общности как сходства предметов «диалектической» ее трактовке как связи этих предметов. Как и все фундаментальные философские идеи, она имеет долгую историю. Уже Аристотель указывал на понятия (напр., «геометрическая фигура»), не содержащие информации о признаке, принадлежащем всем элементам их объема и только им. Объем такого понятия формируется на основе не сходства, а связи входящих в него предметов (напр., треугольника с квадратом, пятиугольником и т.д.). Позднее эту идею развивали Гегель, Маркс и Ленин; Витгенштейн имел дело в своей «теории семейных сходств».
Возражение сегодня вызывает лишь терминология, в которой Э.В. Ильенков осуществляет свое исследование. Отражение связей, образующих целое из его частей, на протяжении истории философии называли по-разному: синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, дедукцией (в формализованных науках). Обозначение этой процедуры еще и термином «диалектическое обобщение» не только без нужды затрудняет понимание ее сути, но и «отнимает предмет» у теории восхождения от абстрактного к конкретному: «конкретное» и «подлинно всеобщее» оказываются синонимами.
Большую ценность сегодня представляет аргументация, выдвигаемая автором в защиту точки зрения, согласно которой идеальное воплощено не только в языке, но и в формах материальной деятельности людей, а также в формах продуктов этой деятельности. Именно эта точка зрения лежит в основе отождествления им диалектики, логики и теории познания.
Таким образом, проблемы, которые Ильенков с таким трудом доводил до сознания современников, сегодня признаны классическими, а решения этих проблем, предлагаемые им, вызывают все большее внимание и интерес. Это позволяет сделать вывод, что главная книга Э.В. Ильенкова важна для понимания не только истории отечественной философии, но и ее современного состояния.
Г.Д. Левин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 544 | |
3 | 424 | |
4 | 385 | |
5 | 385 | |
6 | 383 | |
7 | 378 | |
8 | 376 | |
9 | 372 | |
10 | 362 | |
11 | 350 | |
12 | 345 | |
13 | 344 | |
14 | 340 | |
15 | 339 | |
16 | 337 | |
17 | 327 | |
18 | 327 | |
19 | 318 | |
20 | 318 |