Энциклопедия эпистемологии и философии науки - когнитивизм и нонкогнитивизм
Когнитивизм и нонкогнитивизм
Современный этический К. представляет собою частный случай более общей методологической позиции, которая сложилась задолго до появления аналитической этики и наиболее отчетливо прослеживается в «гносеоцентристской» философии Нового времени (от Декарта до Канта). Эта позиция, обычно не рефлектированная самими ее носителями, проявляется в редукции сознания (духа, психики) к познанию, в истолковании всех духовных интенций, включая цели, интересы, нормы, оценки, мотивы и пр., как когнитивных феноменов, которые могут быть осмыслены в терминах той или иной эпистемологической теории. Соответственно, различные этические, эстетические, правовые, политические и другие ценностные учения и концепции трактовались как эмпирические или теоретические, априорные или апостериорные, рационалистические или иррационалистические и т.п.
Когнитивизму противостоит Н., концептуально оформившийся лишь в середине 20 в. также в рамках аналитической этики. Эта концепция отстаивает особый, непознавательный статус моральных (и других ценностных) высказываний, полную или частичную неприменимость к ним теоретико-познавательных схем и подходов. На протяжении нескольких десятилетий (20—60-е гг. 20 в.) наиболее влиятельной нонкогнитивистской теорией был эмотивизм, или экспрессивизм (А. Айер, Ч. Стивенсон), согласно которому основная функция ценностных высказываний — не передача информации, а выражение эмоций. Другая теория, идущая в целом в русле Н., но отвергающая эмотивистскую трактовку языка морали, — прескриптивизм ( Р. Хэар), основная идея которого состоит в том, что все моральные термины и высказывания носят предписывающий характер и потому не поверяемы на истину и ложь. Н. в последние годы разрабатывается и как общая методологическая концепция, противостоящая названной выше расширительной трактовке К.
2) В философии сознания и в так называемых когнитивных науках термином «К.» именуют теоретико-ин-
формационную (или компьютерную) интерпретацию человеческого сознания; согласно этому толкованию, сознание представляет собой функцию мозга как особой системы или устройства, перерабатывающего информацию.
Л.В. Максимов
Лит.: Баксанский О.Е. Когнитивные науки: междисциплинарный подход. М., 2003; Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003; Deigh . Cognitivism in the theory of emotions // Ethics. An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. V. 104 (4). The University of Chicago Press, 1994; Green Ch.D. Where Did the Word «Cognitive» Come From Any way? // Canadian Psychology. 1996. № 37.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 821 | |
2 | 542 | |
3 | 423 | |
4 | 384 | |
5 | 384 | |
6 | 382 | |
7 | 377 | |
8 | 375 | |
9 | 371 | |
10 | 361 | |
11 | 349 | |
12 | 344 | |
13 | 343 | |
14 | 339 | |
15 | 338 | |
16 | 336 | |
17 | 326 | |
18 | 326 | |
19 | 317 | |
20 | 317 |