Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия эпистемологии и философии науки - коммуникация

 

Коммуникация

коммуникация
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communication — сообщение, передача) — общение, приводящее к взаимопониманию, устанавливающее как личностные отношения, так и тип гибкого социального порядка, восстанавливаемого и видоизменяемого в ходе дискуссии, в противовес не только тоталитарному и анархическому типам порядка, но и жесткости общественного договора. К. — по существу, основание демократии. В экзистенциализме, персонализме проблема К. ставилась как проблема бытия людей, поисков ими выхода из состояния одиночества и дезинтегрированное™. В трудах Ю. Хабермаса К. стала основой новой теории общества и демократии. Она включает в себя когнитивный элемент — приближение к истинному пониманию в ходе дискуссии и взаимодействия и элемент рационального действия, способного разрешить противоречия посредством нахождения согласия или компромисса. Обе эти стороны совмещаются в коммуникативном действии.

Хабермас выделяет различные типы К., образующие три типа демократии: либерализм, республиканизм и делиберативизм. При либерализме государство выступает как аппарат публичного управления, а общество — как основанное на рыночном хозяйстве общение частных лиц; имеется разделение системных, административных функций государственного аппарата и конкуренции как своего рода К. частных лиц по поводу их интересов. Республиканизм — политика, основанная на социализации, рефлексии «жизненного контекста нравов», помогающая людям и группам осознать свою взаимообусловленность, взаимозависимость, неизбежность доброжелательной настроенности друг на друга как носителей права. Этот тип демократии обеспечивает гражданам К. в практике совместных действий в гражданском обществе. Республиканская теория рассматривает значимость К. и не сводит отношения людей к достижению сделки того или иного рода. Но у нее есть недостаток — зависимость от добродетельности нравов коммуницирующих субъектов. Происходит, как говорит Хабермас, этическое сужение политического действия, не позволяющее достичь консенсуса при противоречивости интересов. Третья модель политической К. — делиберативная — учитывает многообразие форм К., при котором совместная воля не является продуктом исключительно морального сознания, но обретает политическую размерность — уравновешивание интересов посредством диалога и нахождения инструментальных решений. Это — политическая модель, в которой преобладает К., дискурсивные правила и формы аргументации, порождаемые стремлением к взаимопониманию и действию, исходящему из структуры языковой К. Такая модель развивается в обществе часто до принципов непосредственной демократии.

Заметное место в анализе К. занимают межкультурные К. людей в процессе взаимопроникновения и взаимодействия культур, а также языковые К. Эта проблематика стала активно развиваться в связи с тем, что глобализация как экономический и информационный процесс не дала позитивных результатов в культуре, не привела к культурной глобализации, за исключением массовой культуры, и обострила проблему межкультурного взаимодействия. При анализе массовой К., которую осуществляют с позиций различных социологических парадигм, исследуются ее институты, отношения собственности в этой сфере, протекание информационных процессов в конкретных странах и в мире в целом. Изучаются также коммуникативные единицы, средства, программы, модели, интенции, влияние деятельности средств массовой информации на формирование массовой культуры, взаимоотношений власти и общества.

В.Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»

И.Т. Касавин

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):